«Лаборатоии» уже стали привычным для МХТ форматом. На них показываются эскизы режиссерских работ, которые впоследствии станут спектаклями... ну, или не станут. Нынешняя серия «лабораторий» мне особенно интересна: она посвящена драматургии и прозе 1920-1930-х. В общем, это моя тема — хотя я, конечно, в ней копаюсь чисто по-любительски.
В МХТ за последнее время я посмотрела Андрея Платонова во второй раз. Сначала была «фильма» «Чевенгур» в «Светлом пути» у А лександра Молочникова. Теперь — 40-минутный эскиз, поставленный Денисом Азаровым (режиссер этот сделал в Москве, и не только, несколько прозвучавших спектаклей).
Сказать, что вчера это было «ух ты!» я, пожалуй, не смогу. И не оттого, что плохо, а потому что коротко, сыровато и — обрывками (мне не хватило связок между эпизодами). Так что в большей степени радовалась присутствию на сцене хороших МХТовских актеров и тому, как они даже в этих обрывочках играют внятные характеры своих персонажей.
Что-то понравилось. Например, то, что на сцене был очаровательный ребенок — но девочка не произносила те ужасающие слова, которые «котлованное» время рукой Платонова вывела на бумаге. Я не жалею детей, выходящих на сцену, но ТАКОЕ они могут знать... однако не надо, чтобы всё это становилось их естеством. Произносит текст взрослая актриса — и это хорошо.
Понравился замечательный «репродуктор», на вечер включающийся в бараке ради... как там?..кажется «профсоюзного образования»: сквозь его скрежет и хрипы прорывается лишь постоянно произносимое слово «товарищ», да еще узнаваемый песенный фрагмент, где король и «блоха, ха-ха-ха-ха-ха».
Понравилось, как на грязно-коричневом экране ветер метет пыль — и всё углубляется чернота котлована. А над всем этим — грязью и чернотой — гениальные платоновские цитаты (читать длинные, правда, очень непросто — вчитываешься в слово и теряешь строку). *** Может ли этот набросок стать полноценным спектаклем? Я была бы очень «за», ибо может получиться очень хороший спектакль. И при этом очень тяжелый. В нем, как и в книге Андрея Платонова, даже светлое становится очень страшным. А уж чернота, которой сплошь покрыт платоновский «светлый путь» в будущее, такая беспросветная...жить не хочется. Тут и колхоз с разлагающимися мертвыми овцами в хлеву и лошадью, умирающей от голода — ее, еще живую, объедают такие же голодные собаки. Здесь и безногий инвалид, похотливо разглядывающий маленькую девочку и обещающий делать мерзости тем, кто смеет жить не богато, нет — всего лишь по-человечески. Тут и мертвая женщина, которую мужчины целую в губы, пахнущие лимонной корочкой...
Конечно, такое хорошо бы показать тем, кто мечтает о возвращении в такое вот «светлое» прошлое. Но они же не оторвутся от своих краснофлагих митингов, чтобы пойти в театр... Или хотя бы тем, кто кричит про то, что сейчас у нас всех всё — ох, как плохо, поэтому «надо валить» - или хотя бы старый мир разрушить до основанья, а затем... Вот он перед нами на сцене — разрушенный мир. В котором трупные мухи тучами взлетают с овец, где в никуда выкидывают человека, который всего лишь смеет думать, где для детей нормальны слова, которые нам слушать страшно.
Ребят, играющих в «Самоубийце», я уже видела — смотрела «Чудочудочеловек» (кстати, за приглашение на оба спектакля спасибо ЖЖ-сообществу и Школе-студии МХАТ). Уже с первого раза стало понятно, кто из них есть кто... вот только в программке чуковскоспектакля спектакля студенты были списком. Теперь впечатления о молодых артистах, в общем, подтвердились... да и названы они в программке поименно (и это хорошо, ибо знаю, кого надо отслеживать впоследствии).
Утверждения, что, мол, «ишшо молоды, неопытны, имеют право лажать и не дотягивать» не должны иметь места. Ибо — на этой самой МХАТовской площадке я кого только и чего только не видела — и кое-что спустя много лет помню очень четко, такое впечатление великолепное было. Да и эти ребята с курса И.Золотовицкого и С.Земцова очень хороши. А вот «себя не жалеют, расходуются на все сто» - так и должно быть. Когда еще расходоваться, как не в юном возрасте, когда и восстанавливаешься быстро, и показать себя на все сто необходимо, ибо для многих от этих показов зависят дальнейшие жизнь и судьба.
Ну, а про спектакль вчерашний я напишу объективно. Что-то понравилось, что-то... уж извините, совсем никуда не годилось.
«Самоубийцу» я знаю хорошо — и читала, и смотрела неоднократно. Кстати, помню, как Юрий Петрович Любимов на репетиции спектакля настаивал на внятном и четком донесении текста Николая Эрдмана до публики, ибо (настаивал он) каждое слово в нем гениально. Посему «смазанное» произнесение текста первой сцены показалось не совсем верным — там про лошадь и муравья, и про цвет хлеба, и про голодание тет-а-тет под одним одеялом... Но это ладно: зачин, дальше вывернется — тем более, что многоголосье этого «тет-а-тета» оправдано: действие может происходить не только в комнате Подсекальниковых, но, по факту, в любой комнате любого семейства...
Дальше юные актеры играли весело и звонко, с массой выдумок, и почти все мне нравились... А про спектакль я думала: мол, ничего-ничего, к финалу просто обязаны вырулить на драму, да такую, чтобы дух захватило...
Вырулили к концу первого действия, в киносъемочной сцене. Да так изящно, что я простила потерю больших кусков текста (ГЕ-НИ-АЛЬ-НО-ГО!!!). Подсекальников (Дм.Сумин) говорит свой монолог про тик и так, про душу, вылетающую из клетке не глухонемому человеку. Вокруг масса людей вполне слышащих... и ничего не слышащих, ибо не желают слышать: какое им дело до страдающего индивидуума, когда надо колготиться, делать мелкие делишки... а ты хоть застрелись.
Вот оно! Прекрасно! С нетерпением жду послеантрактного продолжения...
...с удовольствием смотрю сцену в ресторане. Хотя откровенно не понимаю перекидывание фраз персонажей от одного актера к другому, при том, что в программке выделен, скажем, отец Елпидий, которого определяет только псевдопоповская длинная юбка (а отнюдь не монологи). Недоумеваю и переводу на псевдоукраинский воляпюк ГЕ-НИ-АЛЬ-НО-ГО текста про тройку... Да и еще кой-чему. Но всё равно всё отлично и правильно: проходит банкет с водкой и массой никому не интересных слов, на котором мается человек, чья история уже двинулась от тик/жизни к так/небытия... При этом есть ли Бог и другая жизнь — а кто ж его знает.
Это была отлично сыгранная и пропетая сцена. С идеально точными реакциями сидящих за сценическим столом... Но дальше, увы, моё внутреннее «ух ты, как славно!» ушло в нуль, потому что... Мне так кажется, режиссер хватился: а ведь я не всё показал, что эти замечательные ребята умеют. А умеют они играть на различных музыкальных инструментах и петь хором — плиззз. Знают сценический бой, не боятся пыли, воды и грязи — плиззз. У нас тут в костюмерной разные костюмы есть — плиззз. Девочки не стесняются показать обнаженную грудь — плиззз...
Стоп. А куда девался спектакль, поставленный на основе ГЕ-НИ-АЛЬ-НО-ГО текста Эрдмана? Он рассыпался. Отдельные жемчужины текста не нанизывались на нитку действия, а словно нарочно отбрасывались в сторону...
Все переодевались, гримировались, дрались, валялись... А когда все вместе они уселись у телевизора,стали смотреть «Тома и Джерри» (кстати, хорошая серия — я, уставшая от невнятицы происходящего на сцене, с удовольствием посмотрела историю кота и мышат)... и начали один за другим падать «мертвыми»...
В общем, я подумала, что самоубийцей здесь был не Семен Подсекальников и не Федя Питунин, а — ТЕАТР.
И дело тут не в том, что товарищ Сталин не разрешил К.С. ставить пьесу Эрдмана, тем самым убив будущую постановку... А в том, что вчерашним спектаклем меня не убедили настолько, что я, обожающий театр зритель, предпочла всматриваться в экран «ящика для идиота», перестав интересоваться сценическим действием и судьбами героев.
Очень жаль. Ибо этот мхатовский курс хорош необычайно. Смотреть бы на них и смотреть... Наслаждаться. Вспоминать, перебирая в уме интонации и жесты... Я и вспоминала: в «Чудочудочеловеке» было все нужное для вспоминания и наслаждения.
Вот странно: то, что в спектакле приводит меня в большой зрительский восторг, по жизни я не люблю. Например, шансон. А вот звучащие со сцены МХТ «Белую березу» или «По периметру горят фонари» как приняла с восторгом на первом просмотре «Ид.мужа», так и сейчас не дышу/не моргаю на «кремлевском» концерте Лорда (а лишь улыбаюсь во весь рот).
Спектакль меняется. И, в принципе, оправдана замена великолепной Дарьи Мороз (Гертруда Тернова) на другую актрису — ей оставлено сейчас три, что ли, выхода на сцену и одно появление на экране... Можно и заменить. Но Мороз очень не хватает. А вот Александра Ребенок в роли Ирины из Минска была очень интересной... хотя и она немного «вываливается» из трех сестер: самая интеллигентная, что ли... или просто тихая.
Из спектакля ушли сцена стриптиза Гертруды, распятие, красный автомобильчик сиротки Мейбла (П.Чинарёв). И если на вопрос о том, кто же управляет миром, Дориан Грей (С.Чонишвили) когда-то получал однозначный внятный ответ, сейчас его друзья-шестеры что-то мямлят и расходятся (хотя сцена «зяблики в аду» по-прежнему великолепна).
Зато — у Томми-липучки (П.Ващилин) добавилась песенка про «Поцелуев мост»; славно, но «Айсберг» на порядок лучше. И после венских гастролей Грей начал бредить про орхидеи по-английски, что в первый раз вызвало недоумение, а сейчас очень нравится.
Основной «треугольник» (к сожалению, не любовный) персонажей — звезда шансона Лорд, министр резиновых изделий Роберт Тернов (А.Кравченко) и Миссия Чивли (М.Зудина) в этот раз для меня был добавлен однозначно сильно игравшими П.Чинарёвом (Мейбл, он же Вася Килибаев) и М.Матвеев (отец Артемий). Возможно, в актерах что-то изменилось после великолепных ролей в других хороший театрах (Тихон+Борис; Кинастон)... а может, это я изменила свой угол зрения на них.
Ну, и Роза Хайруллина (последний русский интеллигент и Маша Сидорова). Просто выход ее на сцену — и сразу единый выдох зала и аплодисменты. Всё правильно. Этой актрисе даже если просто помолчать на сцене (что, по сути, она и делает в спектакле театра Наций) — и уже восторг.
И братья Панчики (Невидно и Неслышно) — просто замечательные. Абсолютно на своих местах в любой сцене... и... ну, не различаю я их в этих блодинистых паричках...
Что не очень понравилось... Пожалуй, в «кремлевском» концерте стало слишком много заигрывания с публикой...Впрочем, человек, которого я пересадила с балкона в центр близкого партера, сказал, что он «надеялся на большую адекватность галерки, и ошибся». Так что возможно, актеры со сцены просто пытались «утишить» нетеатральную публику, сгрудившуюся наверху.
И еще: ну, верните наконец в текст мат! Что это за невнятный «женский половой орган», когда есть короткое и емкое слово из пяти букв?!
А вообще — три действия, как всегда, пролетели, словно одно мгновение, заставляя хохотать и плакать... Сидела близко, посему по технической причине, но — с удовольствием! - пропустила забавную видеоподдержку «Красного коня»: просто сидела и с восторгом слушала, как поёт Лорд... Зато таки посмотрела, как прекрасно переживает Тернов, отправившийся переживать «в Кремль». И вообще — близко, это, конечно, превосходно! Ибо (вмешиваю свой кусочек Пушкина в общий феерический коктейль действия) есть возможность «поминутно видеть вас, повсюду следовать за вами, улыбку уст, движенье глаз ловить влюбленными глазами»... Это я по поводу конкретных актеров... но никто ведь в «Ид.муже» плохо не играет.
А спектакль не о политике, не о том, что высшие посты, куда ни повернись, оккупировали вчерашние «тузенбахи» и «их шестёры». И не о людях нетрадиционной ориентации. Он о любви. О том, что, конечно, любить надо Родину — но не ТОЛЬКО родину. Но и человека — и что ж из того, что сука-любовь развела когда-то Лору и Артура. Зато она свела Роберта и Лорда... снеговик, слепленный ими на Рождество, будет стоять в саду и после того, как оба они уйдут в небытие. Вслед за Васей-Мейблом, который любил свою Машу (и неважно, что у нее муж, дети, болезни, и вообще ей 70 лет).
Спектакль (если кто не видел еще) очень непростой. В нём много чего лежит на поверхности. А еще больше в нем спрятано, дано полунамеками. А как изящно сплетены в «Ид.муже» тексты самого Константина Богомолова, а еще — Пушкин, и Шекспир, и Чехов (любимое место — вариации на тему «Чайки» в 3 действии), и Уайльд, и Гёте, и тот же шансон...
А самые тяжелые для меня моменты — враньё, а не таинство венчания, когда перед Богом называют человека не именем, а кличкой...и селфи, которое отец Артемий делает в финале. И еще смерть — которая крупным планом, всем на потребу... и свеже пролитая кровь крупным планом... А потом венки - «от любящих жен».
И если бы не веселый мотивчик, под который все выходят на поклоны и, улыбаясь, собирают букеты, было бы совсем тяжело...
Сегодня у меня будет короткий текст. Отчасти рекламный, хотя пишу я его «не за горсть риса, а за по любви»(с). Впрочем, для театральных людей это не будет «открытием Америки» - кто ж из них не знает спектакли РАМТа. А вот для НЕтеатралов или МАЛОтеатралов написанное может быть полезным.
Итак. Начну с того, что РАМТ расположен так, что «центрее только Кремль». Москва готовится к Новогодью, и уже есть, чем полюбоваться. Сам РАМТ — театр с почти вековой историей, оттого там можно найти все атрибуты театра: мраморную лестницу, гигантские зеркала, большое фойе (с замечательной ёлкой!), буфет, книжный магазинчик... Люди замечательные работают на рассадке в классическим «ярусном» зале.
Спектакль носит подзаголовок «воспоминание без антракта» - вчитайтесь в эти слова перед началом, вдумайтесь в них после окончания спектаклей: многое из происходящего на сцене вам станет понятным. С сайта РАМТ: «В основу спектакля положен киносценарий Эбби Манна об одном из "малых Нюрнбергских процессов", на котором слушались дела нацистских судей». Кажется: дела давно минувших дней, и что нам эта «гекуба», 70 с лишним лет назад происходившая. А Вот и нет. Уже через минуты, если не просто смотреть действие равнодушными глазами, а включить «думалку», понимаешь - «да это ж про меня, про нас про всех» (с). Привыкшие к частому веселию в «праздник дурака» (как бы он ни назывался — Первомай или День влюбленных), к хорошему пиву и пению (хотя бы под караоке), мы «не знаем», что творится рядом с нами и чем это всё может закончиться... Что из сегодняшнего через 20 лет окажется правильным, что — глобальной ошибкой... За что нас будут судить в будущем? И кто нас будет судить?
Что касается конкретно этой постановки, то мы, зрители, находимся на одной стороне — противоположной той, где существует фашизм. Но... если бы в истории убрать это слово, всё может сдвинуться кардинально, и правые окажутся виноватыми... И прав адвокат Рольфе: судить надо не только тех, кто совершал преступления, но и всех тех «невиновных», кто этому активно потворствовал.
Покаянный монолог Яннинга, в котором он признает себя и свое окружение преступным, по сути, не нужен никому. Он просто «забивается» шумом. При этом шумят и те, кто еще вчера был на стороне виноватых, «не замечая» того ужаса, что творится рядом, и те, кто обязан этим ужасом возмутиться — и проклясть.
Кстати, начав с панегирика РАМТу, вот еще что скажу. В «Нюрнберге» на сцене — почти вся труппа театра (и я ВНОВЬ повторю, что это, пожалуй, самая эффектная и сбалансированная труппа театров Москвы). И в главных ролях, и в практически бессловесных эпизодах вы можете увидеть звезд театра и кино... да и просто очень красивых людей.
А как они поют! А как танцуют! Последнее немаловажно, ибо довольно сложный спектакль не утомляет: в нем замечательные музыкальные «перебивки», которые дают возможность и немного передохнуть, и, в то же время, подумать над увиденным. (Забавный хулиганский НЮ-номер «Нюрнберга» проходит как раз перед монологом Яннинга, кстати).
В общем, спектакль и сама я видела уже несколько раз (пойду еще!), и другим рекомендую. Всего два часа — и масса удовольствия. И не меньшая масса серьезных мыслей в финале.
Ирината
администратор
Пост N: 7666
Отправлено: 25.12.17 15:42. Заголовок: Гамлет. Театр Ленсов..
Гамлет. Театр Ленсовета (Спб). 21.12.2017. Прогон.
«Догуливание» отпуска состоялось у меня в зимнем Питере и связано оно было (в основном) с прогоном/премьерой второй, после МХТ, версии «Гамлета», поставленной Юрией Бутусовым в театре Ленсовета.
Спектакль хорош. В нем масса эффектных фирменных бутусовских приемов. Например, музыки в этот раз не так много, как обычно, но подборка ее неожиданна и чертовски хороша. Меняются ликами и «раздваиваются» персонажи, и актеры играют их по принципу «быстро, как только возможно и еще быстрее». Неожиданный современный перевод текста Шекспира, который то и дело открывает скрытое ранее... и еще временами <слишком> замедляет и удлиняет действие. Перестановка сцен по крайней мере один раз вызвала у меня восторженное удивление. Я как-то пропускала мимо ушей, что в двух почти что смежных сценах говорится о рыбе (ее тушка вещественно вылезает из-за декорации). В спектакле Бутусова сначала Гамлет, убив Полония, разглагольствует о рыбе, которая съела короля... а потом он, беседуя с Полонием, уже отправленным им на корм червям, «принимает» его за «торговца рыбой». (Мне кажется, что есть смысл над этим перевертышем получше подумать).
Назначение на роль Гамлета Лауры Пицхелаури лично у меня не вызвала ни удивления, ни, тем более, раздражения. Еще Алла Демидова когда-то говорила о своем желании сыграть Принца Датского (сыграла Гертруду, но у В.Плотникова есть серия ее фотопортретов а-ля Гамлет). Пицхелаури — актриса очень сильная, а гендерная принадлежность здесь играет не большую роль (вон, Офелий в спектакле аж две...хотя вроде бы одна).
Здесь Гамлет — всего лишь ребенок, избалованная и залюбленная золотая девочка (в буквальном смысле слова — посмотрите, какую златоликую красотку высвечивает луч после ее встречи с Призраком). Выдавленная из зоны комфорта, одетая в мальчуковый костюмчик не по росту и таким же, не по росту, деревянным мечом вооруженная, эта Гамлет откровенно растеряна. И грубит она всем подряд, ибо в грубости и вине (а вина в Королевстве Датском — хоть залейся; и никто бутылки не сдаёт) скрывается от своего страха, от ответственности, от обязательств... от неизбежности смерти скрывается (пусть не сегодня и не завтра она случится — но беззаботные ребенок понял ее неотвратимость... и едва не сошел с ума).
Декорация — огромный белый лист, который то сократит игровое пространство, приблизившись к авансцене, то поднимется вверх и оборотится непрозрачным белым небом... которое возможно, после наступившей в финале черноты, упадет на землю, придавив к ней и правых, и виноватых...
Ну и — прекрасные актерские работы. Перечислять всех, кто понравился, не буду, ибо не готова сегодня разбирать их способы существования на сцене. Троих же, однако, выделю особо: Роман Кочержевский (Горацио), Виталий Кулаков (Призрак), Сергей Волков (Гильденстерн). Но и все остальные — очень и очень.
...Что же до пролога - «нулевого цикла» с телефонным вопросом (без ответа): как умер Гамлет... Я очень люблю, посещая прогоны или первые премьерные спектакли Юрия Николаевича, разгадать, какова будет его трактовка сцены или характера персонажа... В результате получатся две постановки: одна, гениальная - на сцене, вторая (довольно банальная и даже бездарная) трубами в моей голове. В данном же случае... вот сколько смотрю — это первый раз: еще до фактического начала действия я поняла, как оно закончится. И жаль, что НЕ выход актеров на поклоны уже применяется — другими хорошими режиссерами, а то и он мог бы сгодиться.
Зато в начале меня ждала «обманка»: всё началось с пародийного «Убийства Гонзаго». Одни (на сцене) играли, другие (на сцене и в зале) смотрели... И я было подумала, что вот сейчас вновь будет про любимый и ненавидимый театр... Ан нет: про другое.
Напоследок история, которую я когда-то читала, и которая «рифмуется» с прологом спектакля. Идет в театре «Гамлет». Принц выхватывает кинжал и с криком «крыса!» бросается к ковру, за которым прячется Полоний. Громкий женский крик в зале: «Ах! Он его сейчас убьет!». И из другого конца зала насмешливая констатация в голос: «Не читала»...
Впрочем, мы все «не читаем» произведения, которые ставит Юрий Бутусов (даже если знаем их едва ни наизусть): режиссер все равно найдет что-то нами недочитанное... и потом обратит нам глаза зрачками в душу.
Ирината
администратор
Пост N: 7667
Отправлено: 26.12.17 16:18. Заголовок: Толстого нет. Театр ..
Толстого нет. Театр «Приют комедианта» на сцене Каменноостровского театра (СПб). 22.12.2017. Премьера.
От метро к Каменноостровскому театру подвозят специальные маршрутки — а я, не зная этого, совсем было вознамерилась топать километра полтора по питерским окраинным снегам (правда, и в антракте со спектакля не сбежишь)... Каменноостровский театр — это филиал БДТ, с классическими театральными колоннами снаружи и небольшим изящным ярусным залом, оформленным (я прочитала) в бело-серо-голубоватом «цвете белых ночей» в сочетании с синим — это классический цвет БДТ. Правда, если у вас билет на 7 ряд и вы собираетесь смотреть действие не совсем издалека... не обольщайтесь: перед сценой 3 вип-ряда, потом проход... ну, а подальше — публика. Так что никакого «сблизя» у вашего восприятия не будет.
Спектакль «Толстого нет» игрался, как юбилейный бенефис Ольги Антоновой — ей в этот день исполнилось 80 лет. Я было хотела написать, что совсем актрису не знаю — а вот и нет: ровно 40 лет назад она сыграла очаровательную Илларию Павловну в удивительном фильме Петра Фоменко «Почти смешная история».
Надо сказать, что в этом сезоне я смотрела восторженно разрекламированный мне «Русский роман» в театре Маяковского. Ну, и как? - А никак. Видно, что постановка сделана мастером, и играют в ней превосходные актеры, но... Дело в том, что Льва Николаевича Толстого я не люблю. Не оценила как «ух ты!» ни одного из его произведений — дочитывание толстенных «кирпичей» его сочинений было для меня мукой, а совсем не удовольствием. Да и личная жизнь — с толпами родных детей и «бастардов», уходом он написания книг на века в публицистику-однодневку и проповеди, битва родни за наследство, непонятный «исход»... etc — всё это у меня вызывало не восхищение, а неприятие.
Но, тем не менее — в Маяковке спектакль о Толстом ставил Карбаускис (согласитесь: даже не слишком удачные работы Мастеров смотреть интереснее, нежели спектакль просто приличных режиссеров). Сценографию выстраивал Бархин (и это — Имя). А Софью Андреевну в «Русском романе» играет Евгения Симонова. И актриса эта, между прочим, даже немного моложе, чем ее героиня в год «исхода» мужа. А вот актриса, играющая жену Толстого в Приюте комедианта, старше сценического прототипа — аж на 15 (!) лет. Увы, возраст приносит не столько мудрость, сколько физическую немощь... Пожилая актриса неплохо существует на сцене... но я постоянно думала: сколь бы превосходно была сыграна эта роль, если бы она состоялась... ну, не 15-20, а хотя бы 10 лет назад!
Прочие участники спектакля равняются на примадонну... и вынужденно утишают энергетику, не имея права быть впереди и выше. Мне понравились Андрей Шимко (доктор Душан Петрович) и Артем Цыпин (Илья Львович). Все остальные... старались. Но по временам было скучно. Тем более, что и пьеса представляла собой некую схему на тему о личной жизни великого человека и его бестолкового, живущего одновременно в любви и в ненависти семейства.
М-да... Хоть я и не люблю Толстого, но как-то претит, когда «исследователи жизни и творчества» скачут по комковатой перине его личной жизни... «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе». (с)
А вот что понравилось — это работа со светом и видеопроекцией. Кажется, еще до начала на задник проецировались кадры старой кинохроники... Хотела приглядеться к ним во время действия — но показ не повторился. Зато великолепно бликовал ствол дерева, когда герои выходили на монологи. И еще — черно-белое мелькание скрывало сценические перестановки — и очень удачно.
Ваш Гоголь. Последний монолог. Александринский театр (Новая сцена). 23.12.2017.
Спектакль длится всего час, и я после него успевала пусть не на последний «Сапсан», но на довольно удобный ночной поезд. К тому же постановка «свежая», хотя это и перенос ее из другого пространства на Новую сцену Александринки. Которую хотелось посмотреть. Посмотрела. В общем, понравилась — хотя искать ее пришлось, продираясь сквозь сильнейший снегопад, к тому же, как писал Гоголь, ветер, по петербургскому обычаю, дул на меня сразу с четырех сторон.
В отличие от Толстого, которого не люблю, не читаю, не интересуюсь, Гоголь относится к числу моих любимых писателей-классиков. Поэтому смотреть «Последний монолог» мне было очень интересно... хотя и мало понятно. Ну, то есть, я разложила для себя, что есть что, и почему так (и даже скоренько пересказала свое видение даме, несколько утишив ее возмущение: «Что это было?! Зачем это было?!»). Скорее всего, поняла я большую часть не совсем правильно... но — это было удобоваримое понимание для нас, маленьких людей — нынешних Бобчинских-Добчинских и прочих Хлестаковых.
Честно говоря, мне хотелось бы перевести этот спектакль в лекцию — скорее всего, режиссер Валерий Фокин поведал бы мне историю о своем любимом Гоголе страстно, взахлеб... мне на счастье.
Здесь же... как говорил Тригорин: «Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием. Вы так искренно играли. И декорация была прекрасная». (Да-да, декорация «Последнего монолога» - потрясающая).
Ну, на самом деле, я что-то таки поняла, ибо хоть немного - «в материале». Это — последние даже не часы, и не минуты жизни умирающего Гоголя, это — та наносекунда между «тик»-жизнью и «так»- бессмертием, когда, говорят, перед внутренним взором человека проносится вся его жизнь. И — вот он, больной старик... нет, просто, человек без возраста... и без желаний... И — вот он же — молодой, изящный (красииивый!) и желаниями набитый, словно рыбная самка икрой. Вся жизнь - настоящая и грядущая — сказка. Сказочные луга Украйны милой, с цветами и колосьями выше детской головы и фантастическими кузнечиками. Петербург — неожиданно тёплый, радостный город, где можно по своему возжеланию «тасовать» красивые дома... и маленьких людей, подсказывая им любовные фразочки Хлестакова. Италия, где можно легко танцевать, беззаботно валяться возле моря, пролететь на гондоле, как на скейте. Можно съесть любимые макароны с пармезаном... ...одинокая оливка выпадет изо рта умирающего Гоголя, который давно уже ничего не ест...
А потом, когда писатель будет сжигать главы второго тома «Мертвых душ», где выстрадано каждое слово, тот, из раньших времен, попытается их спасти, прижимая горящие листы к груди... Поздно. Если бы мы из прежних лет могли смотреть на себя, старящихся, теряющих красоту, ловкость, ум, веселье... думаю, мы все плакали бы так же безнадежно и горько.
А потом не будет уже ничего. Легкий переход в неизвестность от забот... и синий сизый дым мглы над именем... И память — не твоя, а других о тебе... Но кто они, эти другие? Исследователи, деловито шевелящие паучьими лапками над листами того, где сокрыта твоя душа... Да еще маленькие Бобчинские-Добчинские и прочие Хлестаковы, что быстренько возложат на могилу ненужные тебе, мертвому, цветы, да и разбегутся по своим маленьким каждодневным делам...
МАСКАРАД. ВОСПОМИНАНИЯ БУДУЩЕГО. Александринский театр (Спб). 20.12.2017.
Это был первый спектакль, который я посмотрела в день своего приезда в Питер. Пишу о нем — в последнюю очередь. Да и вообще думала о том, что писать не надо (Но — пусть будет просто для памяти).
Дело в том, что у меня не хватило времени постановку (ОЧЕНЬ понравившуюся!) обдумать — там явно несколько слоев; что-то лежит на поверхности, до чего-то надо докапываться... найду ли на это время?
К тому же — вот подзаголовок: «Спектакль Валерия Фокина по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года». А вот из сопроводительного текста на сайте: «Используя визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры «Маскарада» Мейерхольда, максимально точно воссоздавая сценографически, музыкально и ритмически спектакль великого режиссера, театр предлагает современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое».
Дело в том, что (конечно, чисто по-любительски) я когда-то интересовалась и много читала о постреволюционном театре, а приход мой в Театр Эрмитаж, где постановки Михаила Левитина во многом «опираются» на театр того времени, мой интерес еще усилил. Была неосуществимая мечта: прокрутить время назад и хотя бы одним глазком, хотя бы фрагментарно увидеть постановки Мейерхольда, Вахтангова, Таирова...
Касательно Мейерхольда — есть книги о репетициях Мастера (кстати, в имеющихся в моей библиотеке я не нашла описания финальной сцены «Леса» - Эрдман однажды написал о ней в нескольких словах... очень захотелось).
Касательно «Маскарада» - наверняка о спектакле много информации, Фокин же использовал «постановочную партитуру» 1917 года. Очень хотела перечитать... найду ли время? Если найду, возможно, этот текст перепишу.
Итак. Костюмы, музыка и мизансцены столетней давности, вписанные в сценографию и актерскую энергетику нашего времени. Завораживает. И немного отвлекает: рассматриваешь уникальный костюм, и одновременно хочется ни на гранулу миллиграмма отвлекаться от сценического действия и монолога... Очень красиво и эффектно, хотя и немного странно: в нашем веке по сцене немного по иному двигаются и интонируют. Но это прекрасное смешение века нынешнего и века минувшего. В мейерхольдовских мизансценах явные лакуны. Например, совершенно исчезли баронесса Штраль, Казарин... князь Звездич появился только во втором действии (наверное, удивив не читавших пьесу — таких, увы, немало).
Совершенно не понравилось, что нынешнее время влезло в «раньшее» совсем уж грубо в начале второго действия: тот, кто был Арбениным и тот, кто им снова станет, рассказывает в зал историю мясника, убившего из ревности свою жену, разрубившую ее тело в ванной, но не успевшего вывезти на автомобиле фрагменты трупа... Просто не поняла: неужели хоть кто-то не понял, что изящный вальс, который танцуется перед антрактом — это танец уверенных в себе, самовлюбленный и сильных мужчин с избитыми, изнасилованными, убитыми ими женщинами?.. Очень красивый вальс. И в то же время очень страшный.
Хотя... скорее всего, как не была я до конца готова «отправиться в уникальную экспедицию в прошлое», так не смогла и снять слой за слоем всё то, что заложил в свою постановку наш современник Валерий Фокин. Понятно же, что спектакль этот — для думания... А я только глазами «считала» мейерхольдовский рисунок, превращенный в наиизящнейшую постановку XXI века.
«Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Театр на Таганке. 29.12.2017.
В театрах стараюсь всегда заканчивать календарный год чем-нибудь позитивным. В этом году (спасибо за приглашение хорошему человеку) «позитивом» оказался «Суини Тодд». Ну… бывает. Кстати, я подумала, что Таганка начиналась когда-то «Добрым человеком», а теперь вот – «Маньяк-цирюльник»… И такое бывает, тем более, что и в «Добром» тоже был цирюльник, и тоже человек отнюдь не положительный.
Я смотрела очень красивый и очень кровавый фильм Тима Бертона с Джонни Деппом в главной роли. Поэтому довольно легко ориентировалась в сюжете постановки. Знать сюжет советую всем, на спектакль приходящим: к сожалению, как и в таганском «Вие» музыка на 2/3 забивает текст, такое начинается с самой первой массовой сцены. Петь – поют. Что поют – неведомо… Так что зрители остаются довольны в основном за счет сильной энергетики постановки, да еще ее «иммерсивности»: пространство спектакля «вписано» в действие, находится «внутри» его. Я, например, по сути, сидела на сцене Таганки, что мне, конечно, было особенно приятно.
«Суини Тодд» - мюзикл. Сюжет вкратце такой: молодой цирюльник по ложному наговору попадает на каторгу. Возвращается (бежал) через 15 лет с желанием найти жену и дочь. Узнает, что жена погибла, дочь «на воспитании» у судьи, который его же и осудил. В общем, Тодду вернули его любимую опасную бритву и он начинает мстить – всем подряд. Специализируется на перерезании горла у простых лондонцев, мечтая добраться до горла судьи. В общем, домстился цирюльник и почти все умерли. В том числе и любимая жена, оставшаяся когда-то в живых, и сам Тодд. Ситуация усугубляется тем, что убитые лондонцы идут на начинку популярных пирожков: под цирюльней находится пекарня, с хозяйкой которой у Тодда начинается что-то типа романчика.
Вот такая у меня была предновогодняя «веселушка».
Понравилось ли и рекомендую ли идти… Ну, если достаточно краткого содержания и совершенно не важны поэтические изыски и точность рифм – очень даже советую. Потому что таки мюзикл, встроенный в нестандартную сценографию. Уличные девочки элегантно пристают к мужичинам в зале, в двух шагах от тебя льётся кровь (сугубо условная, никакого кетчупа, только подсветка) и работает «адская мясорубка» (мясо надо прокрутить три раза, тогда оно будет мягкое), пирожком (с человечиной?) с помоста угощают публику…
Голоса хорошие, особенно Суини Тодд/Петр Маркин и Миссис Ловет/Екатерина Рябушинская понравились. Рада была увидеть и услышать в хоре Полину Нечитайло.
Грим интересный, костюмы тоже. «Живые» музыка и пение.
Если вам не нужна иммерсивность в виде пирожка с трупом и массовки, перелезающей через ваши колени – можно взять билет подешевле, на балкон (возможно, текст оттуда будет лучше слышен).
Между прочим, буфет на Таганке очень неплох.
Ирината
администратор
Пост N: 7673
Отправлено: 04.01.18 15:51. Заголовок: Шелкунчик. Большой т..
Шелкунчик. Большой театр. 03.01.2018.
Как говорится, во первых строках своего поста хочу от всей души поблагодарить хорошего человека, с кем вместе мы завершили мой театральный год (на Таганке) и кто помог начать Новогодье максимально правильно – на «Щелкунчике» в Большом театре.
Да, музыкальная история про пирожки с человечинкой – не оптимальное представление перед Новым годом… Зато что может быть лучше новогодней сказки, в которой под волшебную музыку добро побеждает зло, и все танцуют-танцуют-танцуют.
Смотрела «из-под купола», но, кажется, немного потеряла: видно и слышно было очень неплохо, да и соседи попались хорошо смотрящие. Пробежалась в антракте по театру, всё чистенько, лепнина-позолота. Лифты ходят на мой высокий ярус. Я в Большом была в последний раз чуть не 40 лет назад, сразу после прошлого ремонта театра, поэтом вряд ли вспомню, что там сейчас так или не так.
Что до «Щелкунчика» - понравилось очень. Чайковский таки писал хиты, которые потом долго звучат внутри (и, мне кажется, такая музыка хорошо очищает организм от зашлакованности бедами и нездоровьем).
Я вообще не специалист в балете – судя по подаренным букетам, вчера танцевали хорошие артисты, имеющие верных поклонников. Танцуют очень хорошо – от сольных партий до кордебалета (кстати, коллективные номера произвели на меня впечатление едва ли не большее, нежели соло). И костюмы хорошие.
В общем, всё здорово, и – я самой себе завидую: поприсутствовала на чудесном спектакле.
Старик Хоттабыч. Новогодняя сказка в театре Эрмитаж. 05.01.2017.
Что такое Новый год? Это речь президента (которую внимательнее всего выслушали бабушка и кошка Сара), наряженная ёлка и нарядная Москва, шампанское и салатики. А еще Снегурочка. И Дед Мороз – с лукавыми глазами, седой бородой, посохом… говорит мне: «Ир, а сфотографируй нас»; и откуда только знает, как меня зовут… наверное, запомнил, когда мне маленькой подарки приносил.
Дедушка, внучка и примкнувший к ним белый медведь были замечательные. Дети нарядные… а вот папы-мамы и прочая детская родня мне не понравилась, ибо почти все стояли со скучными лицами, песен не пели, ёлке зажечься не велели… Ну, да дети сами справились (и я немного помогла).
А в качестве новогодней сказки Эрмитаж показал «Старика Хоттабыча». И я радостно совместила дедморозовский дивертисмент и просмотр спектакля, который (можете не верить, но это так) до сегодняшнего дня не видела.
Я не очень люблю «целевые» спектакли, ибо на них всегда бывает много людей не подготовленных к Театру, кто не готов внимательно смотреть и радоваться хорошей постановке. Но – эрмитажный спектакль славный. Детишки в основном с удовольствием его посмотрели. Я тоже.
Ну, во-первых, сказка неплохая. Во-вторых, на сцене много знакомых и любимых артистов. В-третьих, действие энергетичное, как раз такое и должно быть на детских спектаклях. Хорошо, что ближе к финалу сделали интерактив – с мячиками в зал… до меня ни один не долетел, а все равно порадовалась.
В общем, большая часть веселых и вкусных дел, намеченных на «каникулы», переделана… Ну, а те дни, которые еще остались, тоже даром не пройдут: дела намечены.
Ирината
администратор
Пост N: 7675
Отправлено: 10.01.18 13:01. Заголовок: Минетти. Театр Вахта..
Минетти. Театр Вахтангова. 09.01.2018.
Начну с того, что спектакль мне почему-то «не зашёл». Не могу сказать, почему — может, первый рабочий день после длинных и насыщенных «каникул» выжал все силы или просто нездоровилось... После него — много мыслей, хочется рассуждать, философствовать. Но смотреть и внимать было очень тяжело: больше устала, чем получила наслаждение. И повторять не хочу.
Хотя и началось все очень хорошо. Я не часто хвалю театральных работников, но в данном случае хочется это сделать; на Новой сцене Вахтангова я вчера пообщалась несколько раз — и каждый раз люди и в гардеробе, и на рассадке, и в фойе старались сделать мне приятное. Вот, например, с последнего ряда я была пересажена на первый... как понимаете, две большие разницы.
Декорация — холл отеля в предновогодний вечер, где почти все тихо и правильно. До тех пор, пока, вместе с порывом снежной бури, туда не ворвется старый актер Минетти: здесь у него назначена встреча с директором театра, который предложил ему сыграть Лира.
Впрочем, с самого начала всё здесь как-то не так. Ибо и гостиничный холл больше похож на зал ожидания. Ожидания — чего? Явно не новогоднего боя часов (хотя гирлянда пыльных полуперегоревших лампочек под потолком имеется). Странные, очень странные люди — со странно раскрашенными лицами произносят тут странные слова... или просто ничего не говорят, но действуют... да, странно действуют.
Это словно бы задымленный вокзал, с которого никогда и никуда не уходят поезда. Это место — словно бы граница между «тик» жизни и «так» небытия. Словно бы линия рампы, отделяющая наш зрительский восторг от большого труда тех, кто «из миража, из ничего» создал для нас постановку. Это — раздел между добром и злом. Не линия, а пространство, и не понять, где закончилось одно и началось другое...
Директор театра не пришел. И не придет. Старый Минетти, потративший все свои сбережения на поездку в другой город, съест тарелку подаренного супа. И сыграет — все свои сыгранные и не сыгранные роли. И Лира тоже. Сыграет лучше, чем долгих 30 лет играл эту роль сам для себя перед зеркалом (а актриса Валентина Караваева — реальный человек с реальной жизненной драмой - столь же долгие годы играла перед зеркалом, сама для себя, Нину Заречную)...
Есть ли в этот раз у Минетти зрители? Реальны ли сотрудники, музыканты и развеселые гости отеля, семейная пара, дама с бокалом шампанского, девушка, ожидающая любимого? Или это опять туманные отражения несуществующих зрителей в зеркале?
Существует ли отель — или это опять же недолгое, нечеткое воспоминание о чем-то очень давно пережитом (когда вырезки газетных рецензий еще не были столь потрепанными и пожелтевшими)?
Возможно, когда умирают артисты, проводить их душу на небеса приходят и души всех тех, кто был сыгран на сцене... И одного оплакивают Лир и Гамлет, а другого, увы, лишь парень из массовки и седьмой гриб в третьем ряду... Но это наверняка искренние слезы.
Впрочем, жизнь — человеческая и актерская (ведь актеры, как известно из анекдота, не совсем вроде бы люди) — продолжается.
Потому что есть в спектакле персонаж, единственно яркий, настоящий, наполненный энергетикой стремительной, словно буря, а не медленно-вязкой. Он обозначен в программке, как «влюбленный клоун», и играет его Максим Севриновский (запомните фамилию — не в первый раз вижу его, и каждый раз выделяю). Еще в самом начале, до появления прочих персонажей, он со своим красным носом и неработающей хлопушкой выскакивает на сцену, и ТАК читает стихи Мандельштама (те самые, где прочтенный до середины список кораблей!.. И потом, в общем, в неожиданные моменты, мы получим от него восторженные строфы Ростана и Шекспира...
В общем, заметающий фойе, не тающий снег не так уж и важен, если в нем — яркие точки конфетти. И не только старый Лир оплачет Корделию, превратив в нее незнакомую девушку, но и юная Джульетта (с огромным цветком в волосах) впервые скажет своему Ромео слова любви.
Ещё. Минетти, и постоянно упоминающийся художник Энсор — реальные люди. По сути, драматург Бернхард писал пьесу про Минетти, в которой мог бы сыграть сам Минетти.
А сыграл его Владимир Симонов. Еще и Людмилу Максакову в роли странной дамы с шампанским нужно отметить.
Ну и — вот такой вот, как понимаете, интересный спектакль. А мне «не зашёл». И такое бывает...
Ирината
администратор
Пост N: 7676
Отправлено: 12.01.18 15:19. Заголовок: Цирк. Театр Наций. 1..
Цирк. Театр Наций. 11.01.2017.
Поклонникам творчества популярного Максима Диденко сообщаю, что до вчерашнего вечера я не видели ничего из его режиссерских работ (включая очень известную «Конармию»). Теперь хочется посмотреть еще что-нибудь, для того, чтобы понять, какие именно приемы он дублирует из постановки в постановку, а что является ноу-хау именно этого спектакля.
Благодарю хорошего человека за возможность спектакль посмотреть, да еще с очень неплохих мест (в этом театре билеты таки не дешевы).
«Цирк» в Нациях — это авторский «перепев» знаменитого фильма Г.Александрова. Про то, как номер Советского Цирка с «полетом в стратосферу» оказался лучше номера американского, который «хау ду ю ду, я из пушки в небо уйду». А еще он про то, что несчастные американцы «теперь понимаешь», что в СССР «слово гордое «товарищ» нам дороже всех красивых слов». Поэтому у нас в стране все равны: и беленькие, и черненькие, и синенькие в клеточку... и евреи (правда, из фильма колыбельную в исполнении Михоэлса вырезали), и прибалты, и крымские татары, и поволжские немцы... И все они, с громкими песнями, в белых костюмах идут по Красной площади, а вовсе не едут в теплушках в Сибирь.
Если честно, при том, что Александров снял когда-то практически стопроцентное вранье, фильм очень хороший. Я даже подумала: как мысли черные ко мне придут, откупорю-ка я шампанского бутылку и пересмотрю киноЦирк (куда вновь вернули куплет Михоэлса).
Спектакль Диденко в Нациях тоже очень хороший. Но вот интересно: стоит поменять местами классические фразы, сдвинуть интонации — и постановка получается совсем про другое, чем было заложено «фильмой». А уж известные всем бодрые песни в другой аранжировке... бррр...
«Ретрофутуризм» режиссера объединяет прошлое, настоящее, ужасает тем, что может случиться в будущем... «Одноэтажная Америка» со смесью лачуг и небоскребов и статуей Свободы сменяется смесью лачуг и сталинских высоток (так и не построенный Дворец Советов — туда же) и стальным памятником Гагарину. Советские люди, возвращающиеся в красивых костюмах из Сибири, сегодня страстно любят Родину (как невесту) и красивых женщин, а завтра летят к Луне, чтобы строить социализм (атмосферы там нет — ничего, надышат!). В общем, всё будет хорошо и счастливо... если, конечно, между сегодня и завтра тебя не расстреляют. Ибо слово «расстрелять» в спектакле звучит чаще «всех красивых слов».
Нелепый буржуй Франц фон Кнейшиц здесь не классический злодей, а просто человек, сильно любящий женщину, которая его никак не может (и не сможет) полюбить. Её любовь к нему более невозможна, чем даже прилет в СССР танцующих инопланетян или крымские татары, радостно идущие в праздничных колоннах. «Весь век мы поем... увыля-труляля» в его устах становится песней печальной... а уж когда до космического полета доходит, забавная песенка старых цирковых артистов звучит просто страшно.
А в общем, как правильно вчера было определено - «Цирк» Диденко — это откровенный сюр. И гуляющие по цирковому кругу синие львы меня просто «добили». Как и «космические собачки», узнаваемые по старой конфетной коробке Белка и Стрелка — развлекающиеся светящимися шариками (впрочем, в спектакле все ими развлекаются). И внезапно сильно располневшая цирковая наездница Рая. А объяснение в любви фон Кнейшица к Марион ...по аналогии со сценой сатириконовского спектакля, я определила его, как «одноногий из Спокана» (финальные, «парные» ноги были совершенно невероятными)...
И в то же время постановка очень красивая. Чего стоит первая сцена свидания светловолосой красавицы Марион и ее чернокожего возлюбленного, отца негритенка Джимми. Или — полет в облаках Марион и Мартынова. Это сделано специальной проекцией — кстати, эти самые проекции в спектакле очень интересно задуманы и отлично сделаны.
А как интересно придуман и показан нам текст письма, которое Марион послала Мартынову (особенно грустный смайлик, сердечко и имя «Марион», исправленное на «Маша»). И внутри этого текста танцует-бьется Джимми, которому Мартынов, конечно, станет хорошим отцом. Если не расстреляют. Обоих.
Черно-белое кинопрошлое (постоянный обрыв пленки!) превращается в спектакле в ярко-синее будущее, в котором до Луны можно просто достать рукой. А потом угоститься чаем с баранкой, и доесть ее потом. Если не расстреляют.
И вообще: самое большое достижение этого самого синего завтрашнего дня — светящиеся шарики. И ракета, которая, конечно, долетит до Луны. Если не... нет, расстрелять не успеют. Только почему серебряные космонавты словно бы распяты на серебряном диске... и их фигуры так напоминают памятник Гагарину?..
Двенадцать стульев. Гастроли Коляда-театра в Центре на Страстном. 15.01.2018.
Книгу Ильфа и Петрова, как и многие люди моего поколения, знаю почти наизусть. Режиссер таки сделал в романе сокращения (а как иначе: он о-го-го какой большой), но многие сцены перенес из книги на сцену точь-в-точь. С добавлением традиционных для постановок Коляды хорового пения и «пения» под фонограмму, а также коллективных танцев, спектакль получился очень длинный. Впрочем, именно песни-танцы, исполняемые актерами в такими знакомыми и любимыми лицами, добавляли ритма и драйва в не короткое действие.
Хороший спектакль, кстати. Я, конечно, далеко не всё смотрела в Коляда-театре (основное — практически всё), но «12 стульев» у меня теперь однозначно в числе рекомендуемого к просмотру.
Основа сценографии и реквизита - «всё кошки, кошки, черные кошки» - не только черные, а и серо-буро-рыжие, но у всех — четыре ноги и позади длинный хвост, совмещенный с малым ростом. Мне, страстной кошатнице, это, как понимаете, понравилось.
В спектакле типично «колядовские» не только кордебалет и подпевки, но и вставки «из ниоткуда»: то танцующий скелет появится (он, правда, упоминается в романе наряду с несгораемым шкафом), то русские девушки с коромыслами... «Фишечки» замечательные: то обнищавшая супруга отца Федора обернется царицей Тамарой, то инженер Брунс, подзывающий кис-кисом кошек, не кормит их из ведра — он их в нем явно топит. Официант (Антон Макушин) замечательный, а уж сцена опьянения Воробьянинова как сделана и сыграна... шедевр!
Ипполита Матвеевича вчера играл Олег Ягодин. Немного жаль, что не сам Коляда... однако — это ж ЯГОДИН! Потрясающий Ягодин, неповторимый Ягодин, колоссальный Ягодин... однозначно любимый мною Ягодин. В данной трактовке произведения именно он, Киса Воробьянинов, был центром, отправной точкой, тем местом, на которое накручивается динамичный сюжет и наиярчайшее его воплощение. При этом данный герой — то ли окончательно потерявший силы и волю Гамлет (не случайно же за ним постоянно ходит тень отца Гам... ээээ... тень мадам Петуховой). А еще больше, особенно в финале, он похож на Подсекальникова, которому только-то и надо, что иметь «право на шепот». И еще — целые носки (это, правда, уже мечта Шуры Балаганова), пусть даже не шелковые... Маленькая мечта, которой лишил его шустрый Бендер (Сергей Колесов); без мечты жить нельзя — значит, надо убить убившего её... или самому умереть. Вот так — лечь в ящик, и пусть его засыплют то ли очёсками кошачьей шерсти, то ли просто — снегом, перемешанным с комьями земли...
Веселая жизнь продолжится, и даже Бендер, аки мелкий бес, воскреснет...
А я вот подумала: выход в зал в «родном» помещении Коляда-театра, наверное, очень хорошо смотрится. Ибо новое, красивое и, наверное, довольно удобное здание — это радость, за которую не жаль было бы отдать и, по сути, бесхозные бриллианты. А вот серые стены Страстного... Как-то вспомнилось, что драгоценные картины Эрмитажа в те, ильфопетровские времена, массово обменивали на копеечную муру, типа перышек для ручек-самописок для «ликвидации неграмотности». И сгорбленная фигурка Воробьянинова, который бродит от кулисы к кулисе, трогая руками стены, софиты... все то, что отняло у него малейшую надежду на нормальную, человеческую жизнь... Мне так печально в этот момент было...
И еще. С самого первого прочтения книги мне была непонятна одна вещь. Ведь отец Федор, выкупивший в конце концов у инженера Брунса ДВЕНАДЦАТЬ стульев, точно знал, что на самом деле их ОДИННАДЦАТЬ, и они иной расцветки: ведь один он и Воробьянинов совместными усилиями еще в Старгороде уничтожили...
Ирината
администратор
Пост N: 7680
Отправлено: 22.01.18 14:25. Заголовок: Царь Эдип. Театр им...
Царь Эдип. Театр им.Вахтангова. 20.01.2018.
В первые премьерные месяцы на «Эдипе» был переаншлаг, так что пришлось подождать с просмотром. Увидела постановку совсем недавно; а вот теперь захотелось повторить просмотр, при этом нарушив одно из своих театральных правил: сидеть как можно ближе к сцене (так и лица видны, и живая актерская энергетика, конечно, мощнее).
Посему первый раз у меня была близкая откидушка по центру. Скажу сразу: когда гигантский каток судьбы, возносящий одних и размазывающий других — и нет шансов уклониться, всё предопределено! - катится в зал и, кажется, вот вот перекатится за линию рампы, да и пойдет сметать ряд за рядом... Да, это сильнейшее впечатление!
Но хотелось посмотреть, как это всё работает (технически), к тому же я не успевала иной раз головой вертеть влево-вправо... В общем, вот второй раз смотрела со своей любимой откидушки (с той, где на «Беге» люблю сидеть в 1 действии).
Потери, по сравнению с первым рядом, конечно, есть... но они незначительные.
И я подтвердила свое мнение: спектакль очень хороший.
К Эдипу (и играющему его Виктору Добронравову) нареканий нет. «Царская осанка в нем видна». Умен. Заботлив. Храбр. Талантлив. Красив. Всё, что может (и даже сверх того) делает для своего царства. И для своей семьи — и не подозревая, что любимая его жена на самом деле родная мать ему. А девочки, что в финале худенькими ладошками пытаются оттолкнуть страшную судьбу — и дочери ему, и сестры...
Конечно, вспыльчив донельзя. То прорицателя Тересия (Е.Князев) прогоняет, понося злыми словами. То Креонта (Э.Трамов), даже не по навету, а по собственному умышлению, готов к смерти приговорить...
Но тут же — и любимой жене (Л.Максакова), как щенок, под руку подлезет (кто ж знал, что это у матери он доброго совета просит), и мальчишку-воина (П.Юдин) приголубит (а уж тот-то как счастлив прикосновением — даже не руки в волосам, а стопы к спине).
Древние Боги, кстати, были добрыми: они ПРЕДУПРЕЖДАЛИ о том, что и как должно случиться... это у нас сейчас — как повезет (или не повезет) — без предуведомления.
Должен сын убить отца и возлечь на ложе матери — так и будет. Даже если отец и мать, скрутив лодыжки новорожденному первенцу, отправляют того на верную смерть, он выживет и... всё случится так, как должно случиться. Хотя история эта страшнее страшного, выход из нее — только петля на шее или острая булавка в глазницах...
Зачем всё это нужно было Богам — не ясно. Видимо, просто развлекаются вот такими историями маленьких человеков... маленьких, даже если они — великие цари. И даже та, с крылом, что бродит рядом (Е.Симонова), только наблюдатель, а отнюдь не помощник...
Да, всё в жизни предопределено. Кому где и от кого родиться. Как, сколько и с кем прожить. Что сделать и чего не сделать.
Каток судьбы все равно раздавит, кого-то в молодости, кто-то и до самых преклонных лет доживет. Это можно с огромным усилием отодвинуть назад... но не минует сие никого: ни царей, на пастухов, ни нищих, ни воинов...
Ирината
администратор
Пост N: 7681
Отправлено: 23.01.18 15:34. Заголовок: Барабаны в ночи. Теа..
Барабаны в ночи. Театр им. Пушкина. 19.01.2018.
Спектакль смотрю с прогона, то есть не в первый раз (и далеко не в первый). Потому что это очень и очень хорошо.
Выходя из театра, нагретая до максимальной температуры восторга, тем не менее, выношу в себе и единственный «провис» постановки. Просто я не могу объяснить сцену логически, при том, что она для меня очень незначительна и в эмоционально-энергетическом плане. Это — первая половина второго действия, после ряда пластических фрагментов («Полет валькирий»). Актеры меняются ролями, возникает пьяный «брат», смесь пафоса и (пьяной?) пассивности персонажей... В очередной раз пытаюсь вклиниться в сцену — не получается, и я отодвигаю ее на периферию внимания. Тем более, есть минутка, чтобы передохнуть, разложить по полочкам уже увиденное (и пока не утонувшее в бурном океане актерских и моих эмоций) и приготовиться к последующему действию.
<Как ассоциативное воспоминание. В наилюбимейшем «Макбетте» у меня всегда «выпадала» сцена перечисления шутами блюд, которые будут поданы на свадебном королевском пиру. Потом поняла: это для того, чтобы я могла выдохнуть и придти в себя между предыдущей и последующей сценами.>
Насчет океана эмоций. Иной раз зацепляешься за что-то краешком глаза и ума, понимаешь, что это важно, и хорошо бы поосмыслить... И в результате, к финалу, остаешься с общим восторгом, не разделенным на фрагменты.
Вот — даже записала в этот раз. Молчаливый Лаар (А.Дмитриев), который за весь спектакль произнесет всего одну, и то оборванную фразу. Кто он? Это банально, или — он воплощение Христа ХХ века. Не в белом венчике из роз, а — с венцом из лампочек, которые зажгутся всего раз, когда он уйдет вместе с отчаявшимся Мурком вглубь сцены. (И — куда делась сигаретка? Что, совсем уже нельзя в театре пить, курить и материться, даже если это ХОРОШО и это НЕОБХОДИМО?).
Кстати, Мурк (А.Матросов) — моя постоянная любовь, мой № 1 в этой постановке. И это при том, что так играют колоссальные Т.Трибунцев (Краглер), А.Урсуляк (Анна Балике), Манке (А.Лебедева)... и остальные тоже. Матросов вообще актер колоссальный. Очень нравится его Водонос в «Добром человеке», и в «Свифте» его Стражник, который появляется всего на несколько минут, по сути, делает всё 1 действие... да и вообще, это лучшая сцена в постановке.
Так и в этом спектакле. Когда Мурк, с уже стертым клоунским гримом и с сумасшедшим отчаянием в глазах, понимает, зачем Анне нужен перец... и начинает бешено бить в барабан... Это ведь пролог к той великолепной сцене, когда забавный и растеряный клоун похоронит ребенка... а потом откажется идти за руку с Судьбой к лучшей жизни, а останется на могиле, пытаясь согреть своим телом мертвого малыша...
Что до финала спектакля (кстати, потрясающего). Да, можно пойти туда, в Газетный квартал, где раздаются выстрелы и стать Героем. Увы, скорее всего — мёртвым героем. А жизнь покатится дальше, и всё в ней будет складно и хорошо (особенно если не особо обращать внимание на СТЕНУ... кстати, она ведь однажды, в реальной жизни, рухнула). Возможно, спустя годы тебя и вспомнят... как вспоминаю я, проходя у памятника возле Национального музея в Праге, двух красивых ребят, которые, в протесте, когда-то сожгли себя...
Мертвые герои... А дома, между прочим, есть холодная водка, и чистая постель, и жена с собакой... и фикус надо полить... и по телевизору интересная программа.
Маленькое воскресное приключение. Театр Эрмитаж. 25.01.2018. Прогон.
Ничего больше не ожидая, мы бросились в Театральный переулок к кассе, которая должна была открыться на следующий день. (с) И.Бабель. Ди Грассо
В свой любимый Эрмитаж шла вчера, ожидая только — посмотреть на СВОИХ, отметиться... ну, и окультуриться немного. Я знаю режиссерский стиль Михаила Левитина, степень актерского таланта всех эрмитажных актеров... Я этому безоговорочно верю.
Но... режиссер Алевтина Пузырникова — это для меня практически новое имя... Пьеса В.Катаева известна по фильму 50-летней, наверное, давности; там играли хорошие актеры, но пьеса-то «из раньших времен»... Слышала, как ее читал Михаил Захарович на сборе труппы... Ожидала, конечно, что будет неплохо. Но что будет ТАК ХОРОШО — вот этого я не ожидала.
Тут ведь немаловажно, что А.Пузырникова — ученица Левитина, а он, помимо того, что потрясающий режиссер и писатель, еще и руководитель курса сильный. К тому же я очень рада, что девушка (ой, она еще такая молодая! и красивая, кстати!) оказалась такой талантливой ученицей.
Ну, конечно, и те, кто играл в постановке — это, в основном, актерская элита Эрмитажа. И талантливая молодежь в плюс.
Пьеса очень легкая, почти однослойная, без подтекстов и надтекстов. Но если ее так забавно поставить и с таким драйвом сыграть... Поверьте, это получилось очень хорошо. Вы думаете, комедии положений у нас с Куни и Камолетти начались? Ничего подобного! Вот этак задорно перепутать персонажей, устроить для них что-то вроде «прыжков в ширину с подскоком», как видите, вполне мог и Катаев (кстати, и его «Квадратура круга» вспомнилась).
Итак: агент по снабжению Зайцев/А.Шулин приезжает в воскресенье в дом отдыха «Сыроежки», чтобы получить у начальника центральной базы Миусова/С.Сухарев визу на документ. Всего-то два слова и две минуты — и детки в яслях будут осчастливлены маленькой белоснежной мебелью.
Детки, уже после окончания действия, будут таки осчастливлены (сегодня воскресенье, седьмое, завтра понедельник восьмое... а ясли откроют крайний срок 15-го). Но каких только недоразумений не произойдет между тем моментом, когда Зайцев впервые снимет галоши с валенок и тем, когда Миусов поставит таки свою маааленькую подпись на документе о получении краски для маааленькой мебели!
Да. Хороший спектакль получился. Настолько хороший, что и сегодня я всё еще расплываюсь в улыбке, вспоминая ту или иную смешную ситуацию или забавную вставку (чего стоят физкультурные занятия персонала «Сыроежек» и примкнувшей к ним жены профессора Дудкина!).
Про актеров могу писать дифирамбы. Про всех! Рано или поздно это и сделаю, ибо спектакль явно буду повторять — не для разгадки его тайн (мне кажется, их там нет), а для того, чтобы отогнать «мысли черные», если таковые поридут.
Сегодня — только про троих.
Алексей Шулин/Зайцев. Надо сказать, я помню, когда и как этот актер пришел в Эрмитаж. И поверила я ему даже не когда увидела на сцене, а — на сборе труппы, где он впервые появился — такая хорошая и добрая энергетика от этого человека шла. Эта самая энергетика в нем всегда... и талант, конечно, немалый. Хорош всегда — когда играл гопника в «Ким-танго», или любого из драматургов — Капниста и Гольдони, и Боллингброка (сам и поставил «Стакан воды»). Теперь вот — Зайцев. Милый, нелепый, смешной... но готов на всё, чтобы 150 «общественных» малышей были счастливы. И вот это его «сегодня воскресенье 7-е...» зал, с хохотом, к финалу повторяет вслух вслед за ним.
Как и «у нас, в доме отдыха...<пауза, дальше с пафосом>... «СЫРОЕЖКИ». Это уже От Веры Карповны, директора дома отдыха. Ах, как же хороша в этой роли Дарья Белоусова! Этакая номенклатурная начальница, держащая себя «в струне» - точность каждого жеста, каждой интонации... каждого колечка на пальце. Прекрасная роль, и сыграна на супервысочайшем уровне.
Еще — Мария Глянц в роли Розы Еремеевны, супруги Зайцева. Молодая и... ну, ооочень красивая девушка - сыграла даму «крепко за 50», жизнью битую, безденежьем измученную... в этих сборящих на коленях дешевых чулочках и нелепой прическе... Ну, просто молодец, браво!
Прогон — это даже не начало жизни спектакля (сегодня премьерный день), а некий «нулевой цикл». Так что постановка еще подтянется и наберет сил (хотя и сейчас всё в порядке). Может быть, надо немного ускорить действие... нет-нет, не настаиваю — но это комедия положений, так что...
И еще (личное). Очень хороша жена профессора Дудкина/Ирина Богданова. Но — почему-то я всё время видела в этой роли Катю Тенета. Эх... вот бы ее — другим составом. Было бы, мне кажется, очень интересно.
Ну, и, резюмируя, повторяю уже сказанное. Спектакль — хороший. К тому же он очень хорошо вписан в общую эстетику Эрмитажа, что из-за его специфичности весьма непросто. Так что Алевтина Пузырникова — очень большой молодец.
Спасибо, и — держу кулачки за удачу премьеры!
Ирината
администратор
Пост N: 7685
Отправлено: 02.02.18 14:04. Заголовок: Всё о Золушке. Театр..
Всё о Золушке. Театр мюзикла. 23.01.2018.
Начну с другого спектакля в другом хорошем театре. В МХТ уже довольно давно играют сказку «Конек-горбунок». Там что угодно из классической сказки: кобылицы и конёк, царь-девицы, чудо-юдо-рыба-кит... Но вот только сказка эта не от Ершова, а от братьев Пресняковых, так что ждите совсем оригинального произведения (хотя и по мотивам).
Ежели кому-то захочется посмотреть «ту самую» «Золушку» - сходите в Оперетту. Вот там прям всё по фильму, только не на экране, а живые актеры поют-танцуют... Так что мнение тётенек в гардеробе о том, что нельзя вот так брать произведение и отсебятничать, неверно. Очень даже «льзя». Ибо — больше Золушек, хороших и разных! И ключевое слово здесь — ХОРОШИХ.
Впрочем, в спектакле есть всё из того, что автор написал: Золушка, злая Мачеха, королевский бал, красивое платье... она влюбились... потерялись... но вновь обрели друг друга. Всё-то всё... да только всё немного другое.
Хотя — традиционно для сказки, кончится она хорошо. Несмотря на то, что все ее герои умрут. Но очень не скоро, а проживут долго и счастливо в любви и согласии.
В общем, было отлично: весело, с песнями, плясками, анекдотцами... масса новых идей и нестандартных решений. С применением спецэффектов, интересными костюмами и забавными декорациями (чего стоит отбытие лесничего с семейством на бал на... метро). Что еще нужно для хорошего настроения? Музыка Раймонда Паулса, идея постановки Дм.Быкова... думаю, по этим позициям петь дифирамбы не стоит: имена сами за себя говорят.
А если прибавить сюда еще забавных мышей, считающих Золушку своей принцессой и во всем ей помогающих (правда, зерно-то они пересчитали и медную посуду перечистили... а полы? почему-то про это задание мачехи начисто забыли)...
Возрастной ценз постановки 6+; что нормально: детишки этого возраста уже что-то понимают. Нам повезло: совсем малЫх вокруг нас не было, никто не мешал. Ну, а мы, взрослые, тоже нашли, над чем специфическим, не совсем детским, повеселиться.
Я не очень большой знаток мюзикловых артистов, но М.Заусалина (король) и Е.Вальца (лесничий) узнала, обрадовалась... в общем, они и были в спектакле лучшими (на мой вкус).
Что посоветовать? Идите, смотрите — хороший спектакль. Замечательное настроенеподнимательное времяпрепровождение. Да еще в центре Москвы, где находится сейчас Театр Мюзикла.
КОЛБАСА/ФРАГМЕНТЫ. Центр им.Мейерхольда. 20.02.2018.
«А что эти Колбасы – самцы или самки, ангелы или простые смертные, женщины или девушки?» - спросил когда-то Франсуа Рабле, на что драматург Валерий Шергин ответил: «Колбаса — это Фрагменты».
Я сначала подумала, что режиссер Ксения Зорина поставила именно фрагменты пьесы, мелко ее нашинковав и интересно, но вольно разложив на сценической площадке. Лето тут сменяет осень, которая, в свою очередь, следует сразу за весной. Это словно бы не действие-жизнь, а воспоминание о таковой. А иногда и не воспоминание даже, а что-то когда-то приснившееся или придуманное... ну, или почти придуманное: было когда-то в жизни Михаила гамлетовское «быть или не быть» или «повесть о Ромео и Джульетте», или пригрезились ему в детстве странные люди в «раньших» костюмах — и запомнились навсегда...
Маленькое селение, где живут русские, татары, вотяки — дружат, влюбляются, ссорятся... А еще там живет поросенок Борька, растится то ли на заклание к свадьбе (на ту самую колбасу), то ли для того, чтобы было с кем поговорить по-человечески (а потом все-таки — на колбасу).
Сразу хочу сказать, что в этом очень неплохом спектакле есть роль, за которую Ивану Лоскутову — мои аплодисменты, восторги и «станиславское» ВЕРЮ! Это роль без слов, да и почти без движений. Ну, если только актер отыгрывает ситуацию лицом... то есть в данной ситуацией — мордой, ибо говорю я о поросенке Борьке.
Нет, актеры все хороши, но в случае с Иваном Лоскутовым — действительно великолепно, и вспоминается сейчас в большей степени не комедии и трагедии человеческие, а вот этот «свинячий» взгляд круглых глаз и тяжелое переваливание тельца в загончике.
Спектакль хороший. Он без каких-то там изысков — декорация из стульев, вил, загончика и тарелки с фрагментами того, что было раньше Борькой. Мы в зале — напротив, на таких же стульях. Смотрим друг на друга,понимая, что, ну, не совсем так, но в чем-то близко и у нас...или наших друзей-знакомых случалось. Прям как у Джека Лондона: шел мимо, заглянул в светящееся окошко, увидел фрагмент чужой жизни... да и пошел своей дорогой дальше.
Может, даже и через десятилетия пьесу эту ставить будут, ибо всегда и везде будут молодожены «кататься после росписи», и детей «классом» в театр поведут — не на Шекспира, так на Чехова, и муж, искренне любящий жену и детей, полюбит и еще одну женщину, потому что счастье — это когда всё хорошо, ровно и гладко, но иногда нужен ВЗРЫВ!
Вообще-то это пьеса — о любви. А любовь — она всегда была и всегда будет. От много тысячелетий назад ушедшего каменного века, до грядущего века космического.
Вот только... Маленькое замечание. Актеры сидят на сцене на протяжении всего спектакля. Иногда сидят — и ничего не делают. И, чтобы не гонять свою энергетику вхолостую, они просто ее «отключают». И эта энергетическая пустота, увы, чувствуется... Тем более, что вот так сидит-сидит актер «отключенный», а потом как вскочит, да как начнет играть... а тут ведь «с нуля» сложно, разгон нужен. Не знаю уж, как актеры за кулисами свою энергетику в работоспособном состоянии выдерживают... но вот так — просто сидеть и ничего не делать — трудно, конечно.
Зато рассыпанная по сцене красная фасоль, словно запекшаяся кровь — это превосходно придумано! Только чья это кровь? Борьки? Или топор в руках Руслана все же не остался в бездействии?..
Ирината
администратор
Пост N: 7689
Отправлено: 25.02.18 13:51. Заголовок: Изгнание. Театр им.М..
Изгнание. Театр им.Маяковского. 14.02.2018.
Редкому человеку хоть не надолго, но приходит в голову мысль: а вот бросить бы всё, что по кирпичику сложено за годы жизни, да и уехать в никуда. А там, в новом месте, выдавить из себя то, что осталось — имя, внешность, привычки... А вдруг эта, новая, жизнь и есть настоящее, а то, что было раньше — всего лишь обманка?
Если честно, я трижды довольно глобально выходила из того, что казалось зоной комфорта... как у Юрия Коваля - «свергла то, что было навергнуто». По крайней мере, один раз было весьма непросто... да и, если честно, полностью я ничего не меняла — так, фрагментами...
Но за историей в «Изгнании» смотрела с интересом: да, вот здесь, здесь и здесь я поступила бы совсем по-иному... но — это же я, а не они... к тому же кто знает, как завернулась бы моя история, если бы...
Итак. История начинается примерно в начале нынешнего тысячелетия, когда из Вильнюса в Лондон отправляется автобус, наполненный теми, кто ищет новой (более интересной, более богатой... да просто — иной) жизни. У большинства нет на планов, ни денег, ни даже знания языка, но все уверены, что у них-то ТАМ всё однозначно будет хорошо и даже отлично.
Один из тех, кто имеет хоть какой-то план - выпускник полицейской академии Бен, он же Марек, он же Роберт Волкер (В.Ковалев), который должен выследить некоего Вандала, он же Андрюс (И.Кокорин)... В банду внедриться или еще что-то... неважно, ибо сразу по приезду в Лондон остался Бен со своим «сорри» без документов, без денег, без компании, да еще избит был до полусмерти...
Ну, а дальше он начал изгонять/выдавливать из себя прежнего Бена. И делал это 12 лет — а по сути, возвращался в себе изначальному (и даже по ночам вновь кричит на литовском языке).
Время от времени он встречал своих попутчиков. Каждый из них в большей или меньшей степени выдавил из себя — себя прежних... Забавнее всего, что ровнее и стабильнее всего живут те, кто в Лондоне — как в Вильнюсе живет. Ничего не меняет, и даже водку пьет только литовскую.
В общем, получается что-то типа «где родился — там и пригодился». Или — раз уж тебя несет ТВОЯ река, не пытайся перебраться в соседний поток: утонешь. Хотя в своем потоке нужно, конечно, подгребать, иначе в тину затянет (гммм... как тех двоих, что пошли ночью в Темзу купаться).
Впрочем, еще двоих из новоприбывших в Королевство, жизнь крутила-вертела в потоке, в тину затягивала, да вот пока — выплыли и вроде на поверхности держатся.
Эгле, она же Мигле (Анастасия Дьячук), мечтавшая о профессии фотографа (известного и модного, конечно) в финале ходит в парандже, выйдя замуж за владельца магазинчика «Замороженные рыба и фрукты», а физик Эдди (Михаил Кремер) вообще в хорошее место пристроился: «работает» охотничьей собакой, подстреленную дичь приносит (и очень этим доволен)...
В общем, спектакль хороший. Боялась немного на него идти, ибо болею уже давно, сил нет совсем... Но — высидела 4 (!) часа без проблем совершенно, ибо интересно было. К тому же музыка прекрасная — звучит много Фредди (он же Фаррух)
*** Правда, по окончании подумала: сократить бы всё это — и текст, и действие часа на полтора, вообще было бы прекрасно. Ан нет: таки не забывайте, что и пьеса, и режиссура — прибалтийские, а там всё не очень торопливо.
Я даже анекдот вспомнила. Прибалтийское метро, объявление диктора: «Остооорооожнооо двэээээээррии закрыыыываааютсяяяя...слээээдующаяяяяя остааанооооовкаааа — ооо! ужээээ проэээээхали».
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет