Журнал “Филолог”, выпуск №17. Разговоры вокруг съемок «Географ глобус пропил».
Агриппина Стеклова Ирина Третьякова познакомила меня с заслуженной артисткой России (2008г.) Агриппиной Стекловой, исполняющей в фильме о географе роль сурового завуча Угрозы Борисовны.
Агриппина Владимировна охотно согласилась поговорить и попросила дождаться, когда у неё появится свободная минутка. Свободная минутка появилась спустя девять часов – в шесть часов вечера. Домой идти было недалеко, но из дома свободную минутку ловить было неудобно, поэтому все это время я провела в школе, краем глаза наблюдая за ходом съемок.
К десяти утра на площадку начали подтягиваться учителя, приглашенные для участия в съемках эпизода. Шумной толпой они направились в костюмерную: преображаться из учителей реальных в учителей фотогеничных. Бурно обсуждаемые костюмы были награждены и хвалой и хулой практически в равных пропорциях:
– Как можно носить настолько длинную юбку? Я первого сентября вот в такусенькой пришла, и ничего! Ноги у меня красивые, стыдиться нечего. А это что? При каком царе учителя так одевались?
– Ну а у меня отличный костюм, а бы даже в таком ходила. Удивительное дело, как быстро мой размер определили. Хотя, конечно, если застегнуть, то не очень сходится…
Каждому из участников массовой сцены раздали сценарий эпизода.
– Это будет педсовет. Нас попросили ознакомиться со сценарием. Мы должны будем шептаться, хихикать и шуметь, – поделилась производственным секретом одна из предметниц, – всё, как на нашем обычном педсовете. Должно выйти хорошо.
Изучение ролей не было таким долгим, как оценка собственного, после костюмерной, перевоплощения, и скоро листочки со сценариями пропали в недрах учительских столов и сумочек.
Время шло, ожидать собственного кинодебюта становилось все сложнее, но и упустить возможность поучаствовать в таком масштабном событии тоже не хотелось:
– Ребенок дома один… ладно, и один посидит, не каждый день мать в кино снимается.
– А я пойду, сбегаю до дома, терпеть не могу ждать.
Спустя два-три часа ожидания съемочный процесс прервался на обед, куда были приглашены и истомившиеся в ожидании выхода под кинокамеру учителя.
Такой восторг от курицы с рисом могут испытывать только люди, всем сердцем преданные кино:
– Хорошо артистов кормят, жить можно.
– С нами сам Хабенский ел: мы ели, и он ел!
– В кино пока не снялись, так хоть покушали.
Напряжение от нереализованного стремления сыграть свою роль возрастало, но еще через пару часов учителя, явно заскучав, заговорили, наконец, об искусстве, кино и литературе:
– Послушайте, кто-нибудь читал этого Иванова?
– Я читала…
– Я начала, но до сих пор так и не закончила: закладка лежит, а руки не дойдут.
– Я все прочитала, только там, где природа описывается, пропускала. Никогда не любила про природу читать.
– Тоже не люблю этого: когда «Войну и мир» в школе проходила, только «мир» осилила. Зато до сих пор помню, как этот самый – как его? – под дубом лежит…
Под дуб Андрея Болконского еще никто не укладывал, даже авторы самых безбашенных сочинений, однако сделаем скидку на то, что реплика принадлежала не гуманитарию.
Агриппина Стеклова: «просто Угроза Борисовна» Отвлекшись от наблюдения за учителями, некоторые из которых увлеченно приноравливались спрятать свои фотоаппараты таким образом, чтобы в случае чего незаметно щелкнуть проходящего мимо Хабенского, я решила набраться храбрости и напомнить Агриппине Стекловой про обещанную минутку. Агриппина Владимировна была в костюме и гриме и готовилась продолжать работу, но нашла время прокомментировать особенности своей роли и даже раскрыть некоторые секреты сюжета фильма:
Н.Н.: Вы сразу согласились участвовать в съемках «Географа»? Агриппина Стеклова: Конечно, бесспорно. Во-первых, я очень люблю это произведение, а во-вторых, я очень люблю эту компанию во главе с Валерием Тодоровским и прекрасным режиссером Александром Велединским. Прекрасный материал, замечательные партнеры и роль, как мне кажется, очень интересная… Я не играла такого никогда.
Н.Н.: Ваше знакомство с романом произошло до знакомства со сценарием? Агриппина Стеклова: Намного раньше. Это было давно, лет шесть назад.
Н.Н.:Впечатление от книги меняется в процессе съемок фильма? Агриппина Стеклова:Наверное, да. Не то что меняется в худшую или в лучшую сторону, а немного видоизменяется. Роман раскрывается передо мной. Даже когда я, готовясь к съемкам, перечитывала его во второй раз, он немного преображался, в чем-то корректировался. Я не знаю, будет наша интерпретация лучше или хуже самой книги, я только смею надеяться, что лучше: все-таки это кино, и в нем действуют немного другие законы, нежели в литературе. Что касается моей героини, то в романе она мать Маши.. У нас Маша не дочь Угрозы Борисовны, мы этого избежали. Все-таки режиссеры и сценаристы решили, что это большая натяжка, чтобы Служкин, работая в школе, не знал, что Маша – дочь завуча, женщины, которая его терроризирует. Я с этим согласилась, как бы мне не было жаль этой замечательной финальной сцены, которая раскрывает интригу. Придумали другую мотивацию для увольнения Служкина из школы. Все-таки сцена осталась. Она, может быть, не такая острая, как в романе, но все равно мотив очень веский, очень, как мне кажется, современный.
Н.Н.: Ваша героиня осталась просто Угрозой Борисовной, завучем школы? Агриппина Стеклова: Да, просто Угрозой Борисовной и, мне кажется, они (режиссеры и сценаристы) придумали любопытную причину увольнения Служкина. В романе, помимо какого-то сомнения в его компетентности, в учительском профессионализме, был очень веский личный мотив со стороны Угрозы Борисовны: он пытался соблазнить ее дочь. Сейчас Маша не дочь, и мотив, чтобы его уволить, придумали другой…
Н.Н.: Оставим это в секрете, теперь кино будет смотреть еще интереснее. Как вы думаете, Угроза Борисовна со своим тяжелым характером, со своей суровой строгостью – типичный для современной школы персонаж? Агриппина Стеклова: Мы так не делаем, что Угроза Борисовна – типичный стандартный завуч, хотя, конечно, она женщина жестковатая. У неё есть свои внутренние мотивы, может быть.
Н.Н.: Чувствует ли Угроза Борисовна, профессиональный педагог, конкурента в Служкине? Агриппина Стеклова: Конечно, и именно поэтому у неё возникает к нему, просто как к мужчине, женская симпатия, подсознательная, невольная. Он конкурент – но он не так профессионально опасен, как личностно. Он личностно очень любопытный персонаж, и когда такой человек появляется, дети это чувствуют мгновенно. Ну вот, мне кажется, я многое вам рассказала…
Конечно, вопросы остались, но – обещанная минутка кончилась.
Один день, проведенный на съемочной площадке, совсем рядом с профессионалами-киношниками, – событие неординарное. Даже ожидание короткого разговора с Агриппиной Стекловой было наполнено массой любопытных происшествий: то режиссеру потребовались цветы в вазе для украшения учительской – и декораторы в срочном порядке мастерили их из чего придется, то возникла необходимость в живой ёлке – и пришлось её искать, то молодой актер потерял свою гитару и, удрученный, слонялся из кабинета в кабинет, приговаривая: «Чехол вчера забрал, а гитару где-то тут оставил».
На следующий день съемочная команда покинула школу №1: работа на этом объекте и в затоне была закончена, а в школу после продолжительных каникул вернулись дети, снова наполнив её смехом, шумом и топотом; всё вернулось на свои места, кабинет географии – в географию, кабинет физики – в физику. Весной съемки возобновятся, но уже на одной из горных уральских речек, а нам остается только ждать премьеры. Тогда-то и увидим, во что вылилась эта напряженная, серьезная работа.
Надежда Нестюричёва