АвторСообщение
администратор




Пост N: 10091
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.23 13:15. Заголовок: ДУБРОВСКИЙ


ВК-группа театра Сатирикон

Побывали на репетиции спектакля «Дубровский» по мотивам романа А.С. Пушкина, премьеру которого в марте в «Сатириконе» представит режиссер Яков Ломкин, и делимся с вами фоторепортажем 📸

На этом этапе в репетиционном зале команда постановщиков и артистов ищет пластический язык, на котором будет «говорить» спектакль. Стиль и ощущения хореографа Альберта Альберта контрапунктом ложатся на пушкинский текст, и так шаг за шагом интуитивно придумывается сцена и рождается её выразительное решение 💃

В репетиции заняты артисты «Сатирикона» Денис Суханов, Игорь Гудеев, Владимир Кравченко, Юлия Овчаренко, Евгения Абрамова, Розалия Каюмова, Павел Алексеев, Константин Новичков, Арсен Ханджян и Мария Золотухина ❤





*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 29 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Пост N: 10151
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.24 20:18. Заголовок: От зрителя Спектакл..


От зрителя

Спектакль "Дубровский" - театр Сатирикон (Россия, Москва) - Неожиданное воплощение классики

Уж что-что, а Пушкинского Дубровского читал в нашей стране каждый, а если и не читал, то "проходил" на литературе. Так что сюжет общеизвестен и его очередное воплощение на экране или сцене не сулит чего-нибудь абсолютно нового. Так думала я, когда шла в Сатирикон на премьеру спектакля, поставленного Яковом Ломкиным. Как же я ошибалась. Нет, с сюжетом все в порядке, режиссер последовательно ведет нас четко по замыслу Пушкина, но каждая, или почти каждая сцена повести режиссером и автором инсценировки Анастасией Ермоловой разворачивается к зрителям неведомой стороной. Из одной пушкинской фразы создается эффектный коллаж, из одного лишь намека возникает неожиданный персонаж. Характеры героев повести полностью соответствуют пушкинскому замыслу, но предстают перед нами более выпуклыми, многогранными, обладающими качествами, существующими в повести лишь между строк. Этот спектакль скорее размышления после прочтения, следствие раздумий, личностных фантазий.

Тень отца Дубровского мучает Троекурова в тревожных снах. Умерший Андрей Гаврилович читает по ночам Кириле Петровичу пушкинскую Пиковую, а сам Пушкин засучив панталоны отправляется на рыбалку. Спектакль театра Сатирикон "Дубровский" пронизан пушкинской поэзией, пушкинской лирикой и философией.
Здесь каждый шаг, каждый поворот головы актера важен для сюжета. Этот спектакль стоит на границе театра драматического и пластического. Четкость движений, музыкальность проходов не менее важны чем текст. Вклад хореографа Альберта Альберта в постановку значителен и несомненен. Сценография художника Виктора Герасименко одновременно и лаконична, и свободна в крылатом полете фантазии. Древнеегипетские Анубисы встают на страже Фемиды во время тяжбы землевладельцев. Медведь - невинная жертва помещичьих забав оказывается плюшевой игрушкой Маши Троекуровой. Владимир Дубровский хрестоматийно романтичен, Маша нежна, изящна и красива.
Гости и дворня Троекурова - подлаивающие и ластящиеся к хозяину собачки, продолжение его знаменитой псарни. Семьдесят душ Андрея Дубровского его семья. Князь Верейский в исполнении Сергея Зарубина карикатурно отвратителен. Ах, знаменитый Месье виктюковских Служанок, ваша пластика по прежнему прекрасна.
Спектакль "Дубровский" наверняка станет событием сезона. Его необходимо увидеть.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10152
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.24 14:46. Заголовок: https://ibb.org.ru/i..




Фото: Артур Новосильцев

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10153
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.24 13:59. Заголовок: От зрителя "Дуб..


От зрителя

"Дубровский", Сатирикон, 10.04.24

На сцене "Сатирикона" Яков Ломкин поставил "Дубровского". На первый взгляд, странный выбор для нынешних времен. Школьная программа, причем довольно прочно забытая (помнила про дуб и про разбойников)). Однако, как заметил в антракте мой спутник, классики потому и классики, что писали о природе человека, а она не меняется. И спектакль смотрится, как про нас.
Что радует - там нет черного и белого, нет однозначно положительных или отрицательных героев (ну вот да, рассказ про природу человека, существа в целом крайне противоречивого). Это, конечно, заслуга Пушкина, а не спектакля, но материал-то выбирал режиссер)).
Жили два дворянина, один бедный и гордый, второй богатый и... шутник. Но шуточки у него были такие себе: медведя на гостя натравить, имение у соседа отжать... Однако один при всей своей честности упертый и вспыльчивый, а второй - при всей хамоватости, способен на осознание своей вины и на поступок, чтобы эту вину загладить. Удалось, не удалось, уже не только от него зависело.
Да и сам молодой Дубровский. Вот вроде должна я ему сочувствоать,.. но что-то мешает. Вообще, словосочетание "благородный разбойник" всегда меня настораживало. Разбойник он и есть разбойник. Тем более, что в данном случае он мстил не тому, кто виноват в его бедах, а всему миру.
Что касается непосредственно впечатлений от спектакля. Ожидания у меня из-за прочитанных отзывов были заниженные, и первое действие неожиданно понравилось. Мы еще и сидели до антракта в центре первого ряда (потом пришлось отдать эти места законным владельцам, но и во втором действии отлично сидели - в центре 6 ряда)). Так вот, в первом ряду были видны слезы на глазах актеров, пронимало до костей. Я думала, Денис Суханов (старший Дубровский) умрет прямо там, на авансцене, в метре от нас, так мучилась его душа от несправедливости этого мира. И Боже мой, его слова про суд... Неужели это еще Пушкин писал?... Я просто оторопела. Да и потом, стихи, которые Денис читал во втором действии, про народ... Ничего не меняется веками, а значит, и дальше нет надежды на перемены... Вообще, совершенно неожиданные аналогии возникали. И даже в финале, когда Дубровскому советуют покинуть страну, мысль совсем о другом человеке...
Но второе действие разочаровало. Какое-то оно суетливое слишком. Чересчур много беготни, мельтешения, цыгане, собаки, псари, медведи, хрен знает кто. Действие стало каким-то рваным, как-будто режиссер не до конца продумал сцены и связки между ними, напихал вместо этого цыган, посмотреть, что из этого выйдет, да и оставил: "и так сойдет". Я перестала верить, стала уставать (тем более, что спектакль в принципе длинный, больше трех часов). И мысленно согласилась со словами спутника, по окончании первого действия сказавшего, что его бы устроило, если бы именно это было финалом).
Однако в целом довольна, что посмотрела, однозначно стоило это увидеть, хотя бы ради работы Дениса Суханова (которого, кстати, первый раз видела в ипостаси Народного артиста, поздравляю)). Так что спасибо большое подруге, подкинувшей приглашение на этот спектакль.
Кстати, кроме Дениса Суханова, почти никого на сцене не знала или не помнила. Собственно, именно его имя и было привлекшим меня маячком. Он, как всегда, оправдал все высокие ожидания.
Но было и еще несколько ярких работ. Прежде всего, Арсен Ханджян в роли Шабашкина. Да, роль сама по себе выигрышная, но ее еще и сыграть надо. Он сумел донести все плебейство, всю ничтожность своего героя. И пластикой, и просто игрой.
Понравился и Игорь Гудеев в роли Троекурова, тот самый противоречивый богатей, про которого писала в начале. Показать человека разными гранями не так-то просто...
И не могу не отметить еще две маленькие, но удачные роли. Павел Алексеев в роли Спицына сделал очень запоминающийся гаденький образ лживого и трусливого персонажа. И Сергей Зарубин в роли князя Верейского. Вот вроде и не делал ничего плохого, но тоже прям омерзительный вышел старик в своем стремлении заполучить молодую жену.
Кстати, о молодой жене... Мне показалось, что актриса (не знаю, если честно, кто именно был на сцене в тот день, и нет желания разбираться) играла не Машу, а Татьяну Ларину. Вечно с книжкой, и в финале прям "но я другому отдана, и буду век ему верна". Не верю...
В целом, не буду давать никаких рекомендаций. На мой взгляд, спектакль посмотреть стоило, тем более бесплатно)), хотя бы ради актерских работ и актуальных ассоциаций, но настаивать не могу.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10154
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.24 00:26. Заголовок: От зрителя Дубровск..


От зрителя

Дубровский
Сатирикон
Режиссер - Яков Ломкин.
Продолжительность - 3' 10" (с антрактом)
Премьера - 20 марта 2024 года

Если бы школьницей я увидела такого "Дубровского", моя любовь к классической литературе началась бы ещё в шестом классе.
Стильный, пластичный, современный трагифарс.
Ни слова в этом "Дубровском" не изменено, только добавлены пушкинские стихи. В рамках #школьнаяПрограмма - то, что нужно.

"Псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке».
Это цитата-ключ из "Дубровского" к этому спектаклю.
На сцене помимо собак в довольстве живут и многочисленные гости, и приживалы, и даже челядь Кирилла Петровича (Игорь Гудеев). Барская свита с повадками собачьей своры - так же повизгивают от удовольствия, вываливают язык, травят того, кого хозяйская рука обозначит и четко знают свое место. Да и сам Троекуров неуловимо напоминает пса.

Кирила Петрович - классический русский барин, сибарит, страстный охотник и собачник и, в целом, неплохой человек. Режиссер Яков Ломкин смещает привычные акценты. Из искры ссоры - пожар ненависти разжигает как раз его сосед Дубровский, Андрей Гаврилович. Дворянин тех же достоинств, что и Троекуров, но бедный и потому очень гордый. Химеры подкидывают дрова в пламя испепеляющей Дубровского гордыни, буквально сводя его с ума. "Запустили собак в церковь. Собаки бегают по церкви. Так нельзяяя!" Роль старшего Дубровского Денису Суханову, конечно, маловата, но режиссер придумал, как задержать его на сцене и после кончины.

Понравилась сценография. В центре - минималистичная крутящаяся конструкция. Это и дом Дубровского, и усадьба Троекурова, и псарня, и озеро, и здание суда. А ещё и судьба, от которой не убежать, и порочный круг, из которого не вырваться.

А при появлении Пушкина эта конструкция превращается в бесконечный чистый лист. Пиши - не хочу. Александр Сергеевич с чемоданом выходит на сцену в финале первого акта. Можно было и пораньше приехать, а то ужас же что без его присмотра герои наворотили! И во втором акте этот невысокий, щуплый, смуглый, живой молодой человек (актриса Антонина Рыбаловлева) - а можно просто "наше всё" - сцену не покидает. Молчит, что-то записывает, грустно улыбается, ходит на рыбалку, и направляет героев к ему известному финалу.

Первое действие - мрачная фантасмагорическая история о том, что "всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право." Суды, тяжбы, ссоры, псы, ушлые люди - среди них совершенно беспринципный Шабашкин (Арсен Ханджян, и как сыграно!)
А после антракта "Дубровский" становится действом авантюрно-приключенческим. Во Владимире Дубровском проступают черты Зорро, а романтический герой, ища мести, находит любовь. А любовь, как оказалось, единственное верное средство и от безумия, и от жажды мести, и от химер.

В своем фантасмагорическом коктейле режиссер Яков Ломкин к привычным цыганкам и русской тройке, мчащейся по ухабам и колдобинам, чертям и мелким бесам подмешал неожиданные ингредиенты. Тут и греческая богиня Фемида вершит суд, и является египетский Анубис, звучит "Риголетто" Верди с его "Сердцем красавицы", а на озере цветут кувшинки Моне.
А в финале режиссеру пришлось поработать... Пушкиным. Александр Сергеевич не успел закончить "Дубровского", погиб на дуэли. Так что финал - совершенно в стилистике, хотя по мне, и
слишком "в лоб" - придумывал и дописывал режиссер.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10155
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.24 13:24. Заголовок: Отсюда «Дубровский»..


Отсюда

«Дубровский» в «Сатириконе»: приключения, мистика, философия и четвертая стена



В 2024 году Россия отмечает 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Переиздаются книги, выходят экранизации, и, конечно, театральные постановки. В сентябре прошлого года состоялась чудесная премьера «Дубровского» в театре Терезы Дуровой, и вот в марте 2024 выходит не менее прекрасная постановка «Дубровского» в «Сатириконе» от режиссёра Якова Ломкина. Спектакли с совершенно разными акцентами, атмосферой и настроением.

Постановка в «Сатириконе» заявлена как фантасмагория с мистическим подтекстом. И такое прочтение Александра Сергеевича удивительно прекрасно. Я не буду напоминать известный не только в России, но и за её пределами сюжет романа Пушкина, лишь отмечу некоторые особенности. В постановке «Сатирикона» сильнейший акцент сделан именно на отношении двух помещиков: Дубровского и Троекурова.

Фантасмагория с мистическим акцентом: Дубровский-старший в виде призрака

Андрей Дубровский-старший (Денис Суханов) не исчезает со сцены после своей смерти. В виде призрачного видения он терзает своего бывшего друга Троекурова (Игорь Гудеев), появляясь в его жизни в самые неподходящие моменты. Ничто и никто не может его изгнать. И если поначалу Троекуров пытается отрешиться от видений с помощью обильных возлияний, то к концу пьесы он беседует с другом, в чьей смерти он всецело виноват сам. При этом призрак Дубровского-старшего изощрённо пытает виновника своей смерти: он предстаёт пред ним то виде человека, у которого сразу три лица, то его голову приносят слуги на блюде вместо ужина.

В разные моменты спектакля бывшие друзья произносят одни и те же слова о своей дружбе и судьбе — с разными интонациями, эмоциями. С разным накалом и болью. В финале, обращаясь к Дубовскому-младшему, Троекуров произносит слова, которых нет в романе. И говорит, что мог бы убить его, но ведь Владимир — сын его бывшего друга. Жестокость и раскрутившаяся на полную спираль насилия и безнаказанности, неслыханной дерзости («В том и сила, чтобы без права отнять») соседствует с раскаяньем, чувством вины и пустоты. Попытка посмотреть на отношения помещиков под другим углом несомненно удалась.

Режиссёр, словно хирург, на наших глазах препарирует раскручивающуюся спираль гордыни и насилия, наблюдает, как яд, попавший в чистое озеро, постепенно поражает всех, кто там оказался. И предлагает нам варианты лечения. Но удастся ли спастись?

Разрушение четвёртой стены

Режиссёр использует в спектакле мой любимый приём разрушения четвертой стены. Мы видим на сцене самого Александра Сергеевича, который ходит между своих героев, наблюдает, записывает, а порой и что-то шепчет им на ухо. Образ великого поэта узнаваем, но в один из моментов Дубровский здоровается с Пушкиным, называя его по имени, чтобы у зрителей отпали всякие сомнения, которых уже и нет к этому моменту. И зал взрывается хохотом и аплодисментами. И этот приём делает спектакль ещё более живым. Он словно показывает нам не просто текст, а как бы размышления над ним. Пикантности добавляет тот факт, что Пушкина играет женщина (Антонина Рыбаловлева).

Другие находки

Интересные декорации: на сцене круговой подиум, ограниченный решетками с анфиладой дверей. Двери постоянно передвигаются, открываются, закрываются (художник — Виктор Герасименко). Мы видим действие либо перед анфиладой, либо в глубине сцены, но через открытые двери, либо угадываем происходящее через матовое стекло закрытых дверей (например, встречу Дубровского и медведя).

Как известно из сюжета романа, псарня стала причиной ссоры двух помещиков. И в спектакле можно увидеть как гончих, которых изображают люди («Около пяти сотен борзых вместе с гончими проживали в тепле и уюте» — фраза, которая не единожды повторяется в спектакле), так и гостей Троекурова, которые ведут себя подобно собакам, полностью повторяя их привычки и создавая на сцене художественное полотно, которое без лишних слов говорит о том, какие нравы и порядки царили в поместье Троекурова. Пластика артистов бесподобна.

Отличный художественный ход — путешествие молодого Дубровского в родные края. Здесь прекрасно всё: и покачивания брички, и свист кнута, и сопровождающие крестьяне, и сам Владимир Дубровский.
Несмотря на великолепную актерскую работу всей труппы, приз зрительских симпатий однозначно отдан Шабашкину. У Пушкина Шабашкин — второстепенный персонаж, дворянский заседатель в уезде. Его руками и совершается беззаконие: отъём имения. Так вот, о Шабашкине, сыгранным Арсеном Ханджяном. Боги мои! Какая пластика! Какая мимика! Какая игра голосом! Невероятный образ (это нужно видеть!).

Такой акцент на «проходящем» персонаже даёт понять зрителю, что именно посредством таких шабашкиных и происходит всё зло на земле.

Впрочем, о спектакле можно рассказывать бесконечно: о волшебной музыке, от которой по коже бегают мурашки, об игре света, о хореографии, о символизме (о древнеегипетских анубисах, в конце концов!) и, конечно, о замечательной игре актеров. Роли, даже самые второстепенные, удались всем на славу.

Любовная линия Марии и Владимира Дубровского (Ася Войтович / Екатерина Вьюхина и Никита Смольянинов), которую всегда ждут и строго оценивают зрители, на месте. Всё строго по Пушкину, но и тут не обошлось без интересных находок: в самом начале спектакля пара символически держится за руки, пока их отцы размышляют, не стоит ли им породниться. Но пару разъединяют, буквально растаскивают за ноги, и соединиться у них уже не получится.

Не лишним будет напомнить, что роман не окончен, а история с его продолжением туманна. А что ждёт зрителей в финале, предоставляю узнать вам самим, посетив спектакль.
И закончить хочу словами режиссёра: «Выбор материала — это мистическая вещь, чтобы он прозвучал в конкретное время и в конкретном театре, всегда должны определенным образом сойтись звезды. Мне кажется, не мы выбрали «Дубровского», а он нас».

Истинная правда: временами со сцены так кричала современность, что это было больно.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10157
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.24 12:55. Заголовок: Отсюда Спектакль &#..


Отсюда

Спектакль "Дубровский" в "Сатириконе": место действия — преисподняя

В театре "Сатирикон" состоялась премьера спектакля "Дубровский". Режиссёр Яков Ломкин взглянул на знакомую историю сквозь призму фантасмагории и трагифарса

О чём спектакль
Последствия греха


Помещик Троекуров Кирилл Петрович живёт, не признавая законов. Мнит себя царём, а всех остальных за людей не считает. Одного лишь видит равным себе – Дубровского Андрея Гавриловича, соседа по имению, с которым они дружили с молодости, и то лишь потому, что последний имеет строптивый, непокорный характер. Но и эта крепость должна пасть. Троекуров задумывает отобрать у Дубровского имение и заставить покориться его величию.

Тут начинается история бесчестной борьбы, рождённой от великой гордыни, за которую поплатятся все, а в особенности дети двух ныне заклятых врагов.

Впечатления
Вечные вопросы


Спектакль разительно отличается от классического прочтения, хотя режиссёр чётко следует замыслам автора. Главные темы пьесы – бесчестный суд, обескураживающая подлость друзей, горькая участь неравного брака и, конечно же, невинная смерть – раскрываются через образы преисподней и загробного мира. Намекая на мёртвые души участников процесса, режиссёр заставляет публику содрогаться от ужаса на удивление точно проведённых параллелей между библейским адом и адом, творимым людьми на земле. Трудно представить что-то более ёмко описывающее пороки каждого из героев, чем представление их в виде гнусных чертей, горгулий и химер.

Фишка
Герои – исчадия ада


Кожа, плётки, причёски в виде то ли рожек, то ли собачьих ушек, трупные пятна на коже, худощавые тела актёров и возвышающийся над всем этим многометровый светящийся крест – да, это не то, чего ждёшь от Пушкина, но зрелище захватывает с первых минут. Герои ходят по сцене, как по кругам ада, а переходы между сценами решаются при помощи видеопроекции. Они оказываются то в дремучем лесу, оглушённые криками ворон, то заглядывают в чужие окна, замерзая под тяжёлым снегопадом, то горят в кроваво-алом пламени пожара.

Актёры

Жемчужина спектакля – актеры. Денису Суханову сыгравшему Андрея Дубровского удалось показать, как плавно пороки могут перетекать из одного в другой не нарушая сущности личности человека. Как просто, словно по щелчку пальцев, доброта и честность могут сменится гневом и яростью, каждая частичка тела и души даже хорошего человека может воспылать дьявольским огнем, если её правильно задеть – поджечь.

Ася Войтович в роли Маши пленила зал красотой своего ещё такого детского лица, но уже совсем не детского тела, появляясь в пышных платьях графитовых оттенков, обнажающих бледные плечи и руки. Она была так наивна и чиста, на фоне всего этого ужаса, грязи и порочности. Мягкое, нежное создание принесенное в жертву дьяволу во имя выгоды.

Но и не она стала открытием этого спектакля. Им неожиданно становится Шабашкин, секретарь Троекурова в чудовищно прекрасном исполнении Арсена Ханджаняна – скользкий, ушлый, подлый подлиза. Его не интересуют чужие судьбы и жизни, он готов продать душу дьяволу – Троекурову, чтобы получить желаемое – деньги. Сцена, где Шабашкин вылизывает стул Кирилла Петровича, хоть и получилась комической, заставила размышлять о подхалимстве еще долгое время, оставив после себя едкое послевкусие гнили.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10164
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.24 12:51. Заголовок: Отсюда Прощай и по..


Отсюда

Прощай и помни обо мне

«Кому сделал ты лучше, благородный разбойник, кого спас?» – насмешливо вопрошает безжалостный и всесильный генерал-аншеф Троекуров полулежащего на локте раненого Дубровского. «Уезжай-ка ты за границу, не будет тебе здесь ни свободы, ни жизни». Под нежную мелодию Now and Then, последней песни The Beatles, зрительный зал «Сатирикона» (а точнее, Дворца на Яузе, где сыграл в конце марта 2024 года премьеру давно бездомный театр) с удивлением понимает, что обаятельный романтический Дубровский Никиты Смольянинова, в которого Маша, а вслед за ней и мы, верила как в спасителя, не уедет, не сдастся – и непременно погибнет. В последние минуты трехчасового спектакля фантасмагорическая и кажущаяся иногда легковесной театральная история неожиданно приобретает отчетливое трагическое звучание.

Режиссер Яков Ломкин в соавторстве с выпускницей драматургически-театроведческого курса Школы Райкина Анастасией Ермоловой сочинили по мотивам пушкинского романа многонаселенное красочное зрелище поистине сатириконовского размаха и жизнерадостности. Художник Виктор Герасименко выстроил нечто похожее на хайтековскую клетку-беседку с подвижными стенами, увенчанную зависшей над сценой «летающей тарелкой», переливающейся разноцветными дискотечными огнями. На внутренние стены беседки проецируются нарядные «фотообои» – то кувшинки, то ветки садовых деревьев, то циферблат, в зависимости от происходящего на сцене.

Танцуют под этим НЛО все – старик Троекуров Игоря Гудеева и старик Дубровский Дениса Суханова, псари, горничные, опереточные крестьяне, переодевающиеся в еще более опереточных разбойников, нарядные гости, полицейские исправники и даже кудрявый Пушкин в бархатном костюмчике (Антонина Рыбаловлева). Каждому обеспечены пять минут славы – хореограф Албертс Альбертс поставил множество сольных и массовых номеров для двух с лишним десятка артистов, занятых в спектакле: танцевальное угождение Троекурову, плясовой обед, пластический этюд в суде, брейкданс-соло заседателя Шабашкина (запоминающийся Арсен Ханджян), цыганки, трясущие юбками на гусарском кутеже, и так далее. Все музыкальное сопровождение спектакля навеяно композитору Ричардасу Норвиле песнями The Beatles, неожиданно уместно ложащимися на гусельно-балалаечное исполнение и заставляющими зрительный зал удовлетворенно мурлыкать в такт.

В прозаический текст, изрядно переписанный создателями, властно врывается поэзия – от «Стадам не нужен дар свободы» до скабрезных стишков про Аглаю. Во втором акте текстовые вливания приобретают системный и сюжетный характер: умерший старик Дубровский приходит мучить Троекурова, отнюдь не довольствуясь ролью молчаливой галлюцинации. Победительный Денис Суханов, наделив своего сходящего с ума персонажа поприщинскими чертами – «За что мучат меня?» – после его гибели преображается в шекспировского призрака. С выбеленным лицом и книжкой Дубровский-старший преследует Кирилу Петровича, зачитывая ему отрывки то из «Пиковой дамы», то из «Пира во время чумы», нависая над ним во время обеда, усердно мешая предаваться привычным удовольствиям. Изобретательность режиссера заставляет эту пару героев даже исполнить замысловатый дуэт на столе. На фоне огромного светящегося креста, спустившегося из-под колосников, затравленный Дубровский играет на сгубившем его Троекурове как на виолончели. Своеобразно мстит обидчику и молодой Дубровский, не явно – любовь к голубой героине Маше не велит – но исподволь, издевательски дрессируя, как собачонку, избалованного барчука Сашу (Мария Золотухина), к которому его наняли учителем.

Все это сценическое изобилие сопровождает ансамбль гламурных демониц, извивающихся то с песьими головами, то в передничках дворовых девок, то с инфернально закрученными рогами.

Как известно, Пушкин «Дубровского» не дописал – что произошло с героями дальше, остается на волю нашего воображения (среди рекомендуемых минобром заданий по литературе для шестиклассников есть такое – сочинить финал романа «Дубровский»). Твердо сатириконовцы решили судьбу лишь одного персонажа: француз Дефорж, продавший Дубровскому свои документы и личину учителя, не покидает негостеприимную Россию, а выполняет свою заветную мечту – становится кондитером, готовит эклеры и бланманже и нанимается поваром к князю Верейскому. Участь же молодого Дубровского, ненадолго возмутившего покой российского самодура Троекурова, осталась темной и неожиданно современной.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10165
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.24 21:24. Заголовок: Отсюда «ДУБРОВСКИЙ»..


Отсюда

«ДУБРОВСКИЙ» Александра Пушкина в театре «Сатирикон» (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин

Примерно половина зала во дворце на Яузе – школьники, которые, судя по всему, пришли, чтобы не читать оригинал. Ох, представляю себе лица учителей, когда они будут читать сочинения, написанные по сатириконовскому "Дубровскому". Просто именины сердца.

Как вы поняли, классическую пушкинскую историю переделали достаточно серьезно, хотя основной сюжет все-таки остался.

Строго по канонам театра. Драматические действия короткие, а между ними длинные пластические (или танцевальные) номера.

Номера эти разнообразные, динамичные, с огромным количеством метафор. План по метафорам и подтексту, в общем, перевыполнен на несколько сезонов вперед.

Интересен подход к декорациям – центром притяжения является круг, обнесенный сеткой со всех сторон, отчего он становится похожим на ринг, посередине круглый стол, который в разных сценах выполняет функцию места сбора большой семьи, а в некоторых – что-то типа сатанинского алтаря.

Оригинально подобрана музыка. В частности, спектакль начинается с аранжировок классических битловских треков из "Сержанта Пеппера" в русском народном стиле. Даже на некоторое время поверил, что "Битлз" – русская группа.

Каждый характер прописан ярко и очень метафорично. И в этом и заключается самый спорный момент спектакля.

Например, Шабашкин (секретарь Троекурова в исполнении Арсена Ханджяна) передвигается по сцене как герой мультика "Гадкий Я". Троекуров – яркий пример метафоричного самодура и так далее, сотрудники суда – с песьими головами и так далее.

Каждый герой символичен и утрирован до невозможности.

В общем, к середине первого действия у меня сложилось впечатление, что я смотрю вовсе не пушкинскую, а гоголевскую историю с этими гротескными персонажами. Троекуров в данной версии – типичный Ноздрев, Дубровский-старший, хоть и говорит о человеческом достоинстве, но больше напоминает образ Акакия Акакиевича.

Для сатирика Гоголя такой подход – верен, для реалиста Пушкина – спорен.

И в этом заключался главный диссонанс спектакля.

Пушкин задумывал "Дубровского" как мелодраматический авантюрный роман, в котором символизм и гротеск не подразумевался.

Тут же его прямо с перебором. В каждой сцене.

Плохо ли это? Нет!

Смотреть интересно, но вопросы остаются. Не лучше ли было в таком стиле поставить "Миргород" или "Мертвые души"?

В общем, если вы поклонник классического сатириконовского стиля – спектакль для вас. Если вы хотите увидеть обычного Пушкинского "Дубровского" – то, наверное, вам не сюда.

Пока сидел в зале, пришла в голову идея: измерять качество спектакля по простому параметру – в какой момент я первый раз посмотрел на часы.

В первом действии – это была 58 минута, во втором – вообще не посмотрел. С учетом того, что спектакль продолжался почти 3 часа – очень неплохой результат.

Но водить сюда школьников, которым в лом читать "Дубровского", наверное, не стоит. Во избежание дальнейших конфликтов с учителями. Не поймут учителя концепцию Якова Ломкина.

Явно не поймут.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10167
ссылка на сообщение  Отправлено: Вчера 12:27. Заголовок: Отсюда Троекуров и ..


Отсюда

Троекуров и неугомонный дух

Спектакли, созданные к юбилеям, – вещь коварная. Ведь в этом случае режиссера легко заподозрить в том, что он обратился к литературному материалу для праздничной галочки, а не по велению души. Но Якова Ломкина, поставившего «Дубровского» к 225-летию со дня рождения его автора, в подобном не упрекнешь: Пушкиным режиссер болеет давно, с тех самых пор, как в студенчестве репетировал роль поэта в лицейские годы в ГИТИСе у своего мастера Владимира Левертова. Потом Ломкин и сам создал постановки, связанные с Александром Сергеевичем: «Пушкин. Поэмы. Квартет» с коллективом DрамТеатра НАШ, «Сказку о царе Салтане» и «Даму Пик» в ижевском Русском театре.

На этот раз режиссер выбрал для постановки одно из самых загадочных произведений поэта – незаконченный «разбойничий роман» «Дубровский», превратившийся на сцене «Сатирикона» в гремучую смесь мистического триллера и трагифарса. Cюжет, знакомый по школьной программе и экранизациям, предстает в абсолютно новом ракурсе. Ходом событий и судьбой героев в спектакле управляют загадочные химеры – женщины в высоких черных головных уборах. Они олицетворяют силы зла, чем-то напоминая ведьм из шекспировского «Макбета». Попав под их власть, люди теряют разум – идут на поводу у своей гордыни и подчиняются звериным инстинктам, в конечном итоге превращаясь в подобие животных. Это становится очевидным уже с первой сцены на псарне, где гости Кирилы Петровича Троекурова (Игорь Гудеев) вовсю стараются выслужиться перед ним.

Игорь Гудеев играет Троекурова человеком по-детски простодушным в своем эгоизме. Он убежден, что мир вертится вокруг него, и без всякой помощи химер любую попытку противостоять собственной власти воспринимает как бунт. Даже если «бунтует» сосед Дубровский – однополчанин, воевавший с Кирилой Петровичем на Русско-турецкой войне, и имеющий право, хотя бы в силу дворянского звания, остановить зарвавшихся холопов.

Отцовскую модель поведения копирует юный и озорной Саша Троекуров (Мария Золотухина), запирающий соседа-помещика в комнате с медведем. Усвоил хозяйские правила и усердный секретарь Троекурова Шабашкин, которого барин, оговорившись, называет Шарашкиным – и, кажется, неспроста. Арсен Ханджян играет эту роль в экспрессивно-гротесковой манере, и не очень заметный в книге персонаж в спектакле становится ярким и укрупняется, словно на него навели увеличительное стекло. Просьба Кирилы Петровича помочь отнять имение у Дубровского для Шабашкина – великолепная возможность выслужиться и преуспеть в жизни, и он творит неправедное дело прямо-таки сладострастно. Вьется вокруг Троекурова мелким бесом и в своих фантазиях воспаряет так высоко, что, выполнив задание, в ожидании награды разваливается у опешившего помещика на коленях, словно его любимый ребенок.

Кирилу Петровича окружает толпа челяди, увидев которую, вспоминаешь пушкинское «мчатся тучи, вьются тучи» – странная пластика этих людей и танцы под ритмичную музыку напоминают мотор, приводящий в движение интригу (хореография – Альберт Альберт, композитор – Ричардас Норвила).

И только Андрей Гаврилович Дубровский (Денис Суханов) – тот самый непокорный сосед, что осмелился противостоять Троекурову, держится особняком. Он остается в одиночестве и на псарне после оскорблений слуги, и в последовавшим за этим суде, когда за Кирилой Петровичем садятся сразу несколько человек на одной стороне сцены, а на другой, рядом с Дубровским, – пустота. Химеры шипят, пытаясь сделать Андрея Гавриловича смиренным, а он все сопротивляется, не теряя чувства собственного достоинства и не желая вписываться в компанию лизоблюдов вокруг Троекурова. Его возглас: «За что вы меня мучаете? За то, что я честь свою защитил, а вы и слова такого не знаете?!» – звучит в спектакле как глас вопиющего в пустыне. Конец таких испытаний бывает страшен: оскорбленный герой сойдет с ума, а потом умрет от удара.

От его смерти будет страдать сын Владимир (Никита Смольянинов), прежде довольный своей жизнью офицер. Но из полка в родную деревню дворовые отца повезут Дубровского-младшего на тряской бричке. Разбойный облик бородачей-слуг – возницы и сопровождающего – напомнит приспешников Емельяна Пугачева, которого в народе считали заступником от произвола помещиков. Теперь подобные надежды дворовые возлагают на молодого барина, тоже становящегося бунтарем, хоть и против своей воли.

Однако покой во втором акте теряет не только жертва, но и обидчик. Анна Ахматова считала, что «Дубровский» Пушкину не удался, потому что в нем нет тайны, как в «Пиковой даме». Но режиссер Яков Ломкин уравнивает два этих произведения, выводя Андрея Гавриловича в виде призрака, преследующего Троекурова и разрушающего его семейную идиллию. Нескончаемый диалог Кирилы Петровича с умершим другом – это, по сути, разговор с собственной совестью. Медленный огонь запоздалого раскаяния Троекуров пытается гасить алкоголем, но тщетно.

Может ли любовь, Владимира Дубровского и Маши Троекуровой разорвать порочный круг ненависти, мести и кровопролитий? Кажется, что режиссер сомневается в этом: в самой первой сцене влюбленных, тянущихся друг к другу, грубо растаскивают.

Судьба Маши – ангельского вида девушки (Ася Войтович, в другом составе – Екатерина Вьюхина) в спектакле выглядит подтверждением библейского изречения «грехи отцов падут на детей». Оглянись ее отец хоть раз в своем гневе, история Машиной любви могла быть столь же счастлива, как и у героини «Барышни-крестьянки» Лизы Берестовой. Вместо этого в наказание без вины виноватой юной красавице послан карикатурный старец князь Верейский. Маша принимает на себя этот крест и не пойдет против Божьего закона. Ей, как и Владимиру, предстоит осознать, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля». И хотя Кирила Петрович в финале и «выдавливает» Дубровского-младшего за границу, как испокон веков поступали с неугодными людьми, надежда на то, что Маша и Владимир когда-нибудь еще встретятся, нам все же остается – именно об этом хотел, но не успел написать Пушкин в продолжении своего романа.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 29 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Форум актеров Дениса Суханова и Тимофея Трибунцева