Отправлено: 15.07.10 12:27. Заголовок: Даже не жест - поза:..
Даже не жест - поза: Крутицкий сидит, прислонившись к мусорному баку, и ПО-СВОЕМУ молится, а потом поднимает руки вверх, цепляясь за края бака. На сознательном уровне это проделано, или нет - но это поза распятия. Кровать же Дункана больше похожа на орудие пытки.
Отправлено: 03.08.10 15:23. Заголовок: Lotta в эту нашу ны..
Lotta в эту нашу нынешнюю иссушающую жару вспомнила снег из "Ричарда"... Нехолодный сценический снег - который тем не менее дарил людям с воображением иллюзию прохлады. Хотя падающий в "Ричарде" снег означал, что вот сейчас будет - ЖАРКО.
"Дождь и ураганный ветер" чудом не вырвал деревья в "Макбетте". Но - свалил с ног и Макбетта, и Банко... Вот так и вываливались они на сцену из левой кулисы - отогревая дыханием замерзшие руки, в наглухо застегнутых шинелях, в серых шарфах, которыми были замотаны от всепроникающего холодного ветра уши... Но и здесь иллюзия ураганного ветра... мощного, как у Высоцкого: "и ветер дул, с костей сдувая мясо, и радуя прохладою скелет", оборачивалась ЖАРОМ удивления и страха героев: каждому из них предсказала судьбу ведьма...
Смотреть спектакль в одиночку мне трудно, чаще пересматривала отдельные сцены, любовалась и вспоминала. Но очень хотелось целостного впечатления, какое бывает, когда смотришь другие записи. C "Макбеттом" труднее: ещё слишком свежи воспоминания о самом спектакле, а также болезненное чувство утраты. Другое дело - смотреть в компании, тем более, с людьми, которые НЕ ВИДЕЛИ.
Всё первое действие с горечью фиксировала неизбежные потери: слишком резкие звуки, смещение цвета, неудачные ракурсы, случайный выбор крупных планов. Очень часто оператор заставляет смотреть НЕ ТУДА. НО! Всё-таки технически это довольно качественная запись. Крупные планы есть. Видна вся сложная панорама бутусовского пространства. Во-втором действии все мелочи и неудобства отступили на дальний план, спектакль пошёл. Как же они прекрасны! Мне кажется, что главные идеи Бутусова получили в этом спектакле наивысшее воплощение - и во многом благодаря именно этим актёрам, которым дано вызывать у зрителей мощнейшее чувство сопереживания героям - обычным, слабым, изломанным судьбою людям, в которых всё-таки теплится огонёк любви и постепенно пробуждается совесть. Это очень гуманистический спектакль, утверждающий главные ценности жизни... и божественное начало в каждом из нас.
Как я об этом мечтала, кто бы знал! Упустила спектакль глупо, по-дурацки и очень обидно. Он ведь еще шел при мне, а я - не дошла. Решила - в следующем сезоне. Не было даже сомнений, что будет. В сентябре прибежала: нету. Как - больше не будет?! Вот так и не будет, никогда. Обидно было до слез. Что же до записи... Негативное отношение Константина свет Аркадича к записям спектаклей и к телеверсиям общеизвестно. И с одной стороны - прав. Да, не то. Да, дает искаженное представление о спектакле. Да, надо смотреть "живьем". С другой - не прав. Я очень хорошо, очень четко себе представляю, как спектакль может перевернуть все внутри, стать частью жизни, очень важным ее куском, стать чем-то буквально физически необходимым. Один спектакль. Прекрасно понимаю, как можно по-настоящему полюбить спектакль. Как он может засесть где-то глубоко внутри, надолго, навсегда. А потом - неизбежное. Снимают. А в случае Сатирикона это неизбежное особенно остро, так как снимают там в расцвете, регулярно, по нескольку раз в год. Политика "семь спектаклей в репертуаре" - тоже двоякая. С одной стороны - хорошая, правильная во всех своих аргументах. Да, лучше снимать не на издыхании, а пока спектакль живой. Да, нельзя застаиваться. Да, не надо ждать, пока спектакль станет совсем не тем, чем был в начале. И прочая, прочая - КА говорил об этом неоднократно, и хорошо говорил, все наверняка помнят. Но - она и жестокая, эта политика. Особенно по отношению к постоянным зрителям и, как мне кажется, к актерам. "Но жизнь есть жизнь". А между тем, я думаю, настоящие спектакли не проходят бесследно. Остается какое-то, что ли, информационное поле. По-настоящему сыгранные, прожитые на сцене роли - оживают, воплощаются. И тогда - как же сложно с ними расставаться, особенно если их полюбил. И особенно - если навсегда. (Аааааа! Косноязычие - самая гадкая вещь на свете! Распирает от ощущения, от понимания чего-то важного, а внятно описать - слабо. Так и лопнуть недолго. Но, надеюсь, все-таки многие поняли о чем я)
Так вот, в этих условиях - очень важными, необходимыми становятся записи. Снятие спектакля - это как расставание с любимым человеком. Когда точно знаешь, что не увидишь больше НИКОГДА. И вот, если после спектакля не остается записи - это как смерть. Больше никогда не увидишь, нет ничего, только фотографии и воспоминания. А если есть возможность пересмотреть запись - это скорее как нечастые короткие телефонные разговоры. Да, не то. Да, не сравнится, не заменит живого человека. Но ты слышишь его голос и знаешь, что он есть. И все равно больно, все равно тяжело, но - много легче. Кто-то пересмотрел запись, и они - Макбетт, Банко, Дункан, эрцгерцогиня, шуты - все снова живы, снова здесь, все вместе. Кто-то случайно наткнулся на фотографию - и вспомнил, и улыбнулся. У кого-то зазвонил телефон - той самой музыкой, вальсом или фокстротом - и всплыла в мыслях картинка, воспоминание. Даже если всплыла и тут же забылась - пусть. Все равно спектакль живет. Обидно и неправильно, когда ничего не остается. Все это я к чему? Да к тому, что: какое счастье, что запись "Макбетта" - есть! И что я, проворонив его когда-то, могу посмотреть, увидеть, почти почувствовать как это было тогда. Нет, действительно счастье, кроме шуток.
Оттягивала момент, когда надо будет писать о самом спектакле, как могла. Потому что - как? Не умею, не знаю таких слов. Остается только воскликнуть "Аааааа! Что он делает?" Оооо, что делает со зрителями Юрий Бутусов! Как точно он выхватывает не внешнее, не бытовое, а самую суть, душу. Как легко он дергает за самые тонкие, самые больные, самые глубокие струны, задевает что-то глубоко личное, у каждого - свое. Как переворачивает он все внутри, как выворачивает наизнанку... Не так давно я придумала для себя новую мерку качества спектакля - я меряю спектакли сверхъестественным. Как это - очень четко чувстую и вижу. Только вот объяснить практически не могу. Да и надо ли? Думаю, многим и так ясно о чем речь. Так вот, "Макбетт" по этой шкале, наверно, тянет на 100%. Как описать перекличку двух друзей: "Бааааанко!... Макбееееетт!..."? А придворная дама, нежно баюкающая на руках огромную голову мятежного графа - как это представить тому, кто не видел? Как описать превращение Макбетта в птицу? В этой сцене на глазах зрителей совершается таинство, что-то запредельное - перерождение, изменение самой сути человеческой... И как описать сцену исцеления и перевоплощения Дункана? Вот он скидывает с себя все лишее, вот медленно идет, встает под струи воды... Танец, обнаженная белоснежная фигура - словно воплощение чистоты и беззащитности. И вдруг - белая рубашка, разрываемая в клочья, отчаянно тянущаяся вверх рука - последняя попытка защититься. Вот вонзается в доски кинжал... И рука плавно опускается, ложится на сцену. Как описать резкую нехватку воздуха и слезы - одновременно слезы боли, горечи, счастья, надежды, всего на свете? Странные очень чувства - и горько оттого, что спектакля нет, и хорошо - оттого, что был, что есть. И вообще очень странные чувства после. Ехала в метро и все удивлялась - почему все по-прежнему? Те же вагоны, те же станции? Все ведь теперь иначе, все изменилось. И еще одна мысль была: как теперь жить? Неужели так же, как всегда? Словно иначе увидела все вокруг. Все стало другим. "Потому что я люблю тебя, Макбетт"
А теперь, пожалуй, извинюсь за сумбур, путаницу, бред и "растекания мыслию по древу". И засим откланяюсь.
Отправлено: 22.09.10 00:29. Заголовок: Я почти не скучаю п..
Я почти не скучаю по "Макбетту".Природная жадность))) и лимит времени даже при зачатках склероза ухитрились таки вызвать во мне почти небывалую концентрацию внимания. Я относилась к этому спектаклю ,как к родственнику,которого надо проводить навсегда и запомнить в мельчайших подробностях,каков он был. До сих пор удивляюсь,как мои домашнии пережили это.Сессия сына,день рождения дочки,щи,сборы,ссоры??? Ну надо же было нарваться после столь длительного "театрального" воздержания на гениальный спектакль и гениального актера?! Из июня 2009 я помню-4-ое,5-ое,10-ое,30-ое... Но зато! Я почти не скучаю по "Макбетту".Диск с музыкой Винстона-вот он -на сиди-не менялся за эти полтора года.Каждое утро я слышу эту музыку и вижу эти сцены.И,что важнее,переживаю те же чувства,что ошеломили меня(ах,ах)на последней неделе февраля.
Любимое (неточно)"Так продолжайте же зарабатывать себе на хлеб насущный в поте лица своего под надзором господ..,которые любят вас..,НЕСМОТРЯ НА ВАШИ НЕДОСТАТКИ, сильнее,чем вы можете себе это вообразить!!!" ,ну и "голова закружилась"... ))))) "Спасибо,Ваше высочество"
Чудеса творятся, товарищи! Вбила в Яндексе, в поиске по видеозаписям, название одного спектакля другого хорошего театра - надеялась найти какие-нибудь кусочки-нарезки... А Яндекс мне вот что:
Танец под музыку - откуда бы вы думали? - из любимого "Макбетта".
Танец - не о том... Но... Музыка. Вспомним, пожалуй... И погрустим. И улыбнемся
«В «Макбете» играю злодейство и страсть» «Макбетт» Ионеско в постановке Юрия Бутусова – один из моих любимых спектаклей. Я играю три роли: леди Дункан, леди Макбетт и ведьму. Нет, там не одно злодейство. Есть и любовь, страсть. То что «Макбетт» стал для меня определенной ступенькой наверх, это точно. Чтобы спектакль получился, недостаточно замечательного режиссера и хороших артистов. Должно сойти что-то свыше, что нам не дано спрогнозировать. На этом спектакле такое произошло. Хотя работа была страшно мучительной. Бутусов требовал невозможного. Но в итоге все оказывалось возможным».
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет