АвторСообщение
администратор




Пост N: 7792
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.19 18:00. Заголовок: КОРОЛЬ ЛИР. Часть 6


Король Лир. Сатирикон. 02.07.2019.

Вчера я простилась в Сатириконе с «Королем Лиром». Знаю, что жизни ему осталось еще целых два спектакля, но... я вот так решила.
Дело в том, что в последнее время я не так уж и часто пересматривала эту постановку Юрия Бутусова. Антона Кузнецова в роли Эдгара видела всего-то второй раз, а он уж вон сколько играет...
Наверное, у меня случился «пересмотр»: количество виденных «Лиров» составило несколько десятков, спектакль, вместе с фрагментами декорации, стал потихоньку терять свою наимощнейшую вначале энергетику...
В общем, постановка стала редкой записью в моей репертуарной книжечке. По сути, за два последние сезона я его вчера в первый раз посмотрела...

Я хорошо знаю, как провожают спектакли. На последнем будет переаншлаг (кстати, хороший такой аншлаг уже вчера был), горы цветов, слезы зрителей и артистов. А главное, будет очень горькое ощущение потери, ведь очень средним спектаклям о школьниках и геях можно жить, а прекрасная постановка уйдет навек... навек... навек...

Не хочу этого. Давно спектакль не смотрела, ну, и сделаю вид, что, по той или иной причине, я вновь и вновь пропускаю его. Но он есть.
Впрочем, отчасти он будет жив: запись постановки имеется, и она совсем не плохая. Коль мысли черные к тебе придут — можно откупорить шампанского бутылку и пересмотреть «Лира».
***

А когда-то...
Это тоже был июль, 13 лет назад.
Первый прогон спектакля, на который распорядились пустить всего 50 человек... ну, было 54 (с нами).
В антракте, после того, как бравурный «Цирковой марш» прозвучал в сцене ослепления Глостера, все эти 50... ну, 54 человека бегом выскочили в фойе... Не было сказано ничего членораздельного. Были большие слёзы, отрывистые фразы, незнакомые люди хватали друг друга за руки, прижимали к себе...
Я потом написала: «Это настолько СИЛЬНО... настолько заряжает и в то же время выжимает "всухую"... Посему - рекомендую некурящим взять с собой сигареты, а непьющим - хотя бы маленькую фляжку коньяка. Чтобы выжить...».

Вот так и началась долгая, по сатириконовским меркам, жизнь потрясающего спектакля, который потрясающий режиссер поставил при поддержке потрясающих актеров.
Были вынужденные замены актеров, были гастроли, были полные и не совсем полные залы. Были очень разные рецензии и многочисленные зрительские отзывы.
Спектакль то взлетал на немыслимую высоту, при его просмотре становилось трудно дышать, и слезы заливали глаза.
Было и так, что «Лир» игрался просто как хороший спектакль.

Мне всегда нравилась первая сцена. Она и игралась каждый раз немного по-новому, как бы с лукавыми взглядами на зрителей и на партнеров: а ну-ка, как мы сегодня — рванём? А эти, в креслах — захотят ли они нас понять, будут ли счастливы, выйдут ли из зала потрясенными?

А мы, постоянные зрители, каждый раз пытались разгадывать загадки «Короля Лира», очень наивно трактовать особо «нелинейные» сцены и... Может быть, это и не наша заслуга, но ведь вернулся же в спектакль исчезнувший было оттуда «Цирковой марш»!

Можно долго говорить о каждом герое и каждом персонаже.
Конечно, Глостер (Денис Суханов) — мой главный герой. Как он виртуозен! Его и в анонсе тогда назвали «виртуозно-пластичным»... так и есть. (А Аверина «брутальным» назвали, между прочим).

Вчера, на моём последнем спектакле, увидела потрясающе дополненную сцену падения Глостера «с обрыва»: не просто прыжок, а предварительная подготовка к нему души и тела: неуверенность, метания и... «Его убить могло воображенье».

Кстати, сцена ослепления Глостера теперь яркая и многолюдно-подвижная. И среди всей этой суеты — почти сошедший с ума от боли старик, который забивается в щель между пианино. Для него нет яркости и многолюдия. Есть только бешеный, давящий КРИК «Циркового марша».

Ну что ж...
Жалко спектакль, если честно. Очень жалко. Пусть он уже не молод — и это видно... Но ведь достойной замены «Лиру» в Сатириконе нет, увы...

Помню, как я привела дочь на один не самых плохих здешних спектаклей. Потом, конечно спросила, как ей?
Она долго молчала. Потом: и что, ради вот этого надо было снимать «Макбетт»?
Вот так...
***
Желаю Сатирикону новых постановок — уровня «Макбетта», «Чайки»... И «Лира».
Пусть всё у театра будет хорошо.
Пусть всё будет хорошо у любимых актеров.

----------------------------------
Если биография не дается, ее надо делать, иначе что вспомнят о тебе твои дети? (c) Михаил Левитин

Ты жив по настоящему до тех пор, пока у тебя есть в запасе хорошая история и кто-то, кому можно ее рассказать. (с) Алессандро Барикко

Жизнь была бы очень трагичной, если бы не была такой забавной. (с) Стивен Хокинг

Я лишь зритель. Это разумней. (с) Альберт Камю
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 2900
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.21 18:29. Заголовок: https://i.ibb.co/CvV..




Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Особенно, когда в нее плюют.
Владимир Высоцкий
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2907
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.21 00:01. Заголовок: https://i.ibb.co/zQL..




Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Особенно, когда в нее плюют.
Владимир Высоцкий
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 9808
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.21 23:25. Заголовок: Отсюда Stage Russia..


Отсюда

Stage Russia HD и «Пушкинский дом» представляют специальную онлайн-трансляцию ( с 8 по 10 апреля ) спектакля «Король Лир» театра «Сатирикон» в постановке Юрия Бутусова с участием Константина Райкина в роли Лира.
В субботу 10 апреля в 14:00 (GMT) состоится прямая трансляция Zoom Q&A с российским театральным ученым Майклом Эрли и Константином Райкиным.

Минимальный донейшен £1.
Продажи заканчиваются 8 апреля 2021 года
Всем владельцам билетов будет выслана ссылка Vimeo на показ 8 апреля и ссылка Zoom на живую дискуссию 10 апреля.

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10026
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.23 17:56. Заголовок: От зрителя Буквальн..


От зрителя

Буквально вчера в переписке с <...> вспоминал эту постановку, и вот сегодня телефон прислал воспоминание… Было время, когда можно было смотреть то, что хочется, когда можно было пойти на постановки, которые интересны, когда ставили режиссёры, чей сценический язык тебе близок, когда было куда пойти и что посмотреть…

Решил опубликовать свой отзыв на спектакль, которому вот уже как четыре года…

«Успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда»... Что значит это выражение? Всё довольно-таки просто на самом деле. Оно значит ровно то, что значит. Стать свидетелем тому, что никогда уже больше не повториться. Стать участником того события, которое никогда уже больше не произойдёт...
Спектаклю Юрия Бутусова «Король Лир» с Константином Аркадьевичем Райкиным в главной роли в этом году исполнилось уже 13 лет - довольно-таки весомая дата!
И мне посчастливилось попасть на заключительный показ этого спектакля Театра «Сатирикон», который прошёл на большой сцене «Планеты КВН».
Именно посчастливилось, потому что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В своё время постановка Юрия Бутусова вызвала резонанс в театральной критике: кто-то бессовестно ругал эту постановку и режиссёра, кто-то защищал, страстно, отчаянно, истово. Театральные критики веди диалоги, дискуссии и споры, пытаясь найти ответы на многочисленные вопросы.
О чём этот спектакль?
Какова его идея?
Какой он - Лир Константина Райкина? Что движет его действиями и поступками? В чём его мотивы? И почему всё так, а не иначе?
Мне кажется, что спектакль Юрия Бутусова «Король Лир» многомерен и полифоничен. В нём звучит множество тем и мотивов, которые для каждого человека, занятого в спектакле, важны и значимы.
Эти темы мотивы сливаются в одну общую мелодию, которая ощущается зрителем как некая эпитафия старому миру, с его патриархальным укладом и системой ценностей, главной из которых является семья.
Я думаю, что «Король Лир» в постановке Юрия Буткова - это, прежде всего, трагедия человека и времени. Главный герой осознаёт, что стареет и что его время уходит, но внутренне не желает с этим мириться, хотя и отказывается от власти. Где-то глубоко в душе он мечтает о том, чтобы всё осталось так, как было когда-то: когда его дочери были очаровательными малышками, которые учились игре на фортепиано и прочим необходимым «наукам», а сам он был ещё полон сил и энергии. Тогда, вероятно, он смотрел в будущее с чувством оптимизма и с интересом. Теперь же он превратился в апатичного человека, большая часть жизни которого осталась позади.
Но талант Константина Райкина оказывается намного шире любого канона и штампа, шире любого прочтения и типажа. И Лир, прожитый Райкиным, продолжает оставаться неуловимым и необъяснимым. Его Лир напоминает собой многогранный кристалл: ты никогда не знаешь, какой гранью повернётся он в ту или иную секунду.
Он может быть настоящим деспотом и тираном, может предстать в образе капризного старика или набалованного ребёнка, которому всё позволено и который «не ведает, что творит».

Его Лир «крепкий, бодрый, энергичный», но начинающий немного «впадать в детство» или вновь открывающий ребёнка внутри себя.

Лир Константина Райкина словно затевает некую игру с миром, который его окружает: он хочет испытать этот мир на прочность, проверить то, насколько сильна к нему любовь близких и окружающих, отказываясь в течение долгого времени признать тот факт, что мир дьявольски охладел к нему. Истина отрешится на него «шаровой молнией бури» и произойдёт это несколько позже.
Во мраке ночи, одинокий и несчастный, Король будет посылать упреки небесам: «Я ваша жертва! Бедный! Старый! Слабый!»

Но это будет значительно позже. Позже.

А пока Лир возлежит прямо на грубо сколоченном столе, накрытый пёстрым одеялом.
Это одеяло - не что иное, как карта какого-то некогда существовавшего государства, где Лир был настоящим Королём. Именно на этой карте и будет отмеривать Лир какой дочери какой кусок «бросить».
А этот огромный стол, на строительных козлах, словно только что специально сооружённый для какой-то взрослой забавы при помощи длинных досок и листов фанеры, не напоминает ли он о всемогущей и величественной Смерти , которая Сама назначает свидание людям? Не возникает ли ассоциации между этим огромным столом и смертным одром, на котором рано или поздно окажется каждый, не зависимо от того, в какую эпоху живёт человек, какой национальности принадлежит и к какому социальному слою относится.
Костюмы в спектакле Юрия Бутусова «Король Лир» «не имеют отношения к какой бы то ни было конкретной эпохе, а «плавают»в пределах XX века - остатки шинелей, неопределённой военной формы, обтягивающая чёрная шапочка на голове Лира вместо короны» - «одни в таких ходят молиться в мечеть, другие используют их в иных целях»...
И то, почему Лир лежит на огромном столе, накрывшись картой своего государства - готовится ли он к приближающейся смерти или просто «валяет дурака» , оказывается загадкой.
Не исключено, что оба предположения окажутся верными.
Возможно, Лир, предчувствуя приближение Смерти, принимает решение подурачить Её и сыграть с Ней в одну только ему известную игру...

Сам режиссёр этого спектакля словно затевает игру без правил, границ, времён и наций. У зрителя возникает ощущение, что на сцене вмешалось в кучу всё уцелевшее после какой-то глобальной катастрофы. И вся история играется на обломках мира и на обломках культуры.
Алая дверь, окружённая роскошной лепниной эпохи Ренессанса ( это уже потом, когда человеческие страсти вырвутся наружу, весь декор с этой двери собьют и она «запылает адским углём»), у двери - холст, великолепная древняя картина, которая, на мой взгляд, возможно даже нуждается в реставрации, как нуждается с реставрации и всё «королевство», и весь мир в целом.
По мере разворачивания интриги каждый из персонажей должен будет сделать выбор: либо в пользу своих сугубо корыстных и эгоистических целей, либо в пользу семейных ценностей.
Кто-то с лёгкостью откажется от семейных ценностей и будет «расшатывать конструкцию большого семейного стола», вытаскивать доску за доской из того сооружения, что ещё совсем недавно составляло эту «семейную столешницу». И каждый, сделавший выбор в пользу себя самого, каждый, кто решит отказаться от заветов и запретов, каждый, пожелавший возвыситься, положит доску себе на спину и понесёт словно крест по жизни.

Но это будет несколько позже. А пока «столешница» ещё не разобрана, на ней лежит Лир, накрытый одеялом-картой, а по периметру этого стола сидят дочери Лира, из мужья и женихи младшей - Кордели.
Сам Лир в этой сцене - либо «покойник, приготовленный к посмертному омовению», либо особенное «праздничное блюдо», но в любом случае не действующий Король, которому подчиняются и которого почитают.
Пока ещё не ощущается полный распад и разрешение семьи. Пока ещё есть надежда на лучшее. Но уже совсем скоро семья будет окончательно разрушена, и произойдёт это из-за нежелания идти на уступки друг другу. Любовь никого не спасёт, как это не прискорбно. И этим условным миром, обречённым на уничтожение, движут самолюбие и нежелание уступить.
История Лира для Бутусова - это история приближающейся старости. И Константин Райкин играет у него не дряхлость, но сам переход от пожилого человека в старики.
На сцене показана трагедия «неметившегося распада» : «Лир Райкина ещё силён, ещё дышит полной грудью, но его «номер» под названием «жизнь» уже вышел на финишную прямую. Впереди остался только смертельный трюк».

«Из ничего не выйдет ничего», - произносит Лир и своим категоричным и единоличным решением отречься от Корделии словно заводит механизм некой цепной реакции.

«Коварство пожирает тех, кем затеяно».
Вцепившись в волосы друг другу, катаются по полу сёстры, Гонерилья и Регана. Брат идёт с ножом на брата. И даже сам Лир вдруг вспомнит, что был Королём, и скажет ужасное: «А потом на зятьёв - и бить без сожаленья! »

«Из ничего не выйдет ничего!»
Рушится мир.
К финалу спектакля от этого мира уже совсем ничего не останется.
Сцена будет засыпана старыми газетами, а за дело, взяв мётлы, примутся «чистильщики»...

«Король Лир» с постановке Юрия Бутусова - история одного прозрения. Но открытие мира приходит к стареющему Лиру перед самой могилой. Лир у Бутусова фактурно груб и поначалу вызывающе прост.
Он буквально иллюстрирует слова дочери о надевшем «фиглярстве» - скидывает штаны и замирает с довольным видом - «точь-в-точь неразумное дитя», знающее, что ему всё сойдёт с рук, не понимая сути происходящего.
«Скачет трогательным воробышком полуголый старик, отринувший корону,, и под его знамёна встают только те, кому нечего терять».
На глазах у зрителей Король сам постепенно преображается в шута, и погибает настоящий Шут в объятьях Лира. Может быть потому, что королю-шуту Шут больше и не нужен? А может, потому что Король настолько любит своего верного слугу, что хочет избавить его от мучений, которые испытывает тот, осознавая трагизм положения Лира?

Лир в спектакле Юрия Бутусова, мастерски сыгранный Константином Райкиным изначально озабочен собственным величием, чего не было, наверняка, когда он на самом деле был великим.
Его желание послушать, как дочери любят стареющего отца, - просто-напросто причуда. И таких причуд у него немало. «Лир Райкина сумасброден. Но не более других стариков».
Он далеко не глуп, но чрезмерно доверчив, и перестаёт отличать красноречие от лести.
Эта излишняя доверчивость и приводит Лира к роковой ошибке: отказаться от земель при жизни.

В спектакле Юрия Бутусова есть два контрапункта:
«Лир сделал глупость!» - восклицает Лир Райкина.
«И это и есть человек»,- произносит Лир в самый разгар бури и бессильно разводит руками.
Между этими репликами и проходит жизнь стареющего человека, добровольно отказавшегося от того, что имел, и постигающего то, что называется мудростью.
Юрию Бутусову важны страдания Лира на пути к прозрению и чувство сострадания к своему герою. Режиссёр доносит до зрителя ту максиму жизни, которую ни один человек не хочет принимать и с которой ни один человек не хочет мириться: «чтобы стать зрячим, нужно ослепнуть, как Глостер, или, как Лир, потерять всё».
Прозрение не возможно без потерь, а обретение истины не возможно без лишений и жертв.
«Только потеряв абсолютно всё, ты можешь вновь обрести самого себя», - вот она - одна из аксиом жизни.
«Мудрость всегда обретается на ощупь» , - вот и ещё одна аксиома. Никому не дано предугадать, чем отзовётся то или иное слово, то или иное решение, то или иное действие, тот или иной поступок...

Когда же Лир Райкина впервые осознаёт, что обманулся и обманут, в его глазах можно увидеть такое детское изумление, что его становится безгранично жаль. «Именно в эту минуту в Короле рождается Человек».

Спектакль Юрия Бутусова «Король Лир» отличает яркая, экспрессивная манера игры и масштабность страстей.
Его постановка полна громкой музыки и движения и являет собой череду эффектных картинок.
Они прокручиваются перед глазами зрителей, словно в калейдоскопе, сменяя друг друга, создавая ошибочное ощущение, что они не связаны между собой. Но когда до финальной сцены остаётся совсем немного, зритель вдруг невольно оглядывается назад и понимает: всё произошедшее имело смысл.
Бутусов не настаивает на трагедийности произведения вплоть до самого финала, - «чистота жанра не его стихия», - но трагедия витает в воздухе с самого начала вопреки шуткам, которых в спектакле не мало. Вопреки так называемым «цирковым» приёмам.
Дворецкий Освальд появляется на сцене со словами: «Где тут коня поставить?» - а в руках его огромная бутафорская лошадь.
Кента помещают не в колготки, а в ящик из циркового аттракциона «Разрежь женщину» - нелепо торчит из этого ящика голая нога Кента, высовывается его голова...

«Герои Шекспира у Бутусова перетираются в плоскость абсурда, карабкаются туда, как в спасительный мир, цепляясь за него всеми силами и почти примиряясь там со всеми ужасами, окружающими их в реальной действительности. Абсурдны мотивы их поступков и поведения, абсурдны и самоуничижительны их жестокость и алчность. Абсурдны их поздние прозрения и отчаянные раскаянья. Абсурдными оказываются их попытки любить и ненавидеть, одинаково приводящие к смерти»...
Абсурден и сам конфликт человека и времени.
Абсурдно нежелание человека становиться старым.
Абсурден страх человека перед Смертью. Ведь «все мы - пища для червей», и «всех нас гроб, зевая, ждёт».
Разница состоит только в том, что одних персонажей уложит в гроб «человечность» , а других - «озверение»...

Странное королевство, в котором от дождя спасаются под картонкой и в котором царят «чистые» цвета: на фоне дерева яркими пятнами смотрятся платья трёх сестёр...
Стен у этого королевства нет, а алая дверь по сути не ведёт никуда...Здесь нечего особенно делить, и спор здесь идёт не о богатстве, хотя все и рвутся куда-то вверх... Здесь идёт метафизический спор...
Вечный спор Человека и Времени...
Вечный спор Жизни и Смерти...

В финале спектакля у Юрия Бутусова Король Лир не умирает. Но становится свидетелем Смерти всех трёх своих дочерей.
Зритель становится свидетелем картины, которая символизирует вечную муку любящего человека - муку потери. Лир, подобно Сизифу, приговорённому вечно вкатывать на высокую гору свой камень, вынужден вечно пытаться воскресить умерших детей. Он сажает их на вертящиеся стульчики, но они, на миг застыв ( ожив?! ), опять и опять падают бездыханными...
Не приводят ни к чему отчаянные попытки Лира вернуть своих дочерей... Его борьба со Временем оказывается бесплодной...
Он проиграл... Он оказался бессильным перед лицом Смерти...Бутусов показывает то, что изначально понятно каждому человеку, сидящему в зале: Время не обманешь, и у Смерти не выиграешь... И возможно, именно поэтому финал вызывает у зрителя особенную реакцию...

Спектакль также показывает, что вину человек чувствует сильнее обиды, а жалость всегда важнее справедливости. Не только смерть Корделии, смерть всех дочерей заставляет Лира задохнуться от боли и страдать. «Этот деятельный упрямец не успокоится - будет поочерёдно усаживать за три пианино трёх мёртвых дочерей, - «Живите, играйте, мои дочки, не фальшивьте, избавьте же меня от этой какофонии рухнувших на клавиши безжизненных тел». - Он будет биться с их Смертью пока в глазах его не померкнет Свет»...

Вернуть прошлое хочет старик.Детство хочет вернуть дочерей своих, где его девочек музыке учили, и где все так любили друг друга...

Падают дочери Лира прямо на клавиши фортепиано, падают, словно скошенные полевые цветы, срубленные безжалостной косой Смерти, падают, задевают клавиши, сползают со своих стульев, а он, Король, не сознающий происходящего, мечется между ними, пытаясь заставить дочерей своих сесть за инструменты, и эти случайные аккорды в финале - ничто иное, как музыка Смерти, которая как всегда одержала победу над Человеком...
И пугающе нормальным кажется Лир среди этого торжества Смерти и полного распада семьи. И чем более нормальным кажется нам Лир, тем невыносимее кажется нам его Скорбь.
В финале перед зрителем разыгрывается самая настоящая Трагедия. Трагедия в своём первозданном виде. А Лир Константина Райкина - настоящий трагический герой, достигающий невероятной точности и высоты...

В спектакле Юрия Бутусова «Король Лир» удачно и гармонично сочетается «театр не для всех» и «театр для каждого»: не упрощая шекспировских смыслов и предлагая зрителю ( и актёру! ) довольно сложную метафорическую структуру, режиссёр рассказывает историю в том числе и о сегодняшнем дне. Мы видим на сцене своих соседей и знакомых, а возможно и себя самих. Мы чувствуем, что так же барахтаемся среди тех же обломков всего сущего, как и шекспировские персонажи, так же пытаемся бороться со Временем и приближающейся Старостью, так же стараемся отыграть у Смерти хотя бы ещё пару - тройку лишних лет, так же не понимаем, куда же может завести нас тот или иной наш поступок, так же не знаем, что уместнее - смеяться или плакать - в тот или иной момент времени...

«Режиссёр словно играет с Шекспиром и с текстом его трагедии, увлекая за собой артистов, которые на эту игру соглашаются и принимают её условия"........

*****************************
И чего мы только с тобой не выдумываем, лишь бы верить, будто и вправду существуем, а, Диди?.. (с) С.Беккет
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Форум актеров Дениса Суханова и Тимофея Трибунцева